Аксиоматический метод


В исследованиях находит применение и аксиоматический метод, который представляет собой один из довольно распространенных способов организации знания. Под аксиоматическим методом исследования понимается такая его организация, когда ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам. Аксиоматизация упорядочивает знание, исключает из него ненужные элементы, облегчает процесс построения всей системы исследования, устраняет двусмысленности и противоречия. Иначе говоря, аксиоматический метод всесторонне рационализирует организацию знания. Высоко оценивая такой метод, нужно все же сказать, что сфера его применимости хотя и растет, но остается пока относительно ограниченной. Таковы общие методы исследования, которые, в отличие от частно-научных, имеют широкую, хотя и специфическую сферу применения. Общие методы исследования используются только на отдельных (а не на любых) ступенях исследовательского процесса. Идеализация, формализация, аксиоматический метод и ряд других менее популярных методов находят широкое применение только на теоретическом уровне исследования. Что же касается наблюдения, сравнения, измерения и эксперимента, то эти методы используются главным образом на эмпирическом уровне исследования.

2.6. Сравнение качественных и количественных методов исследования

Главной задачей количественных исследований является численная оценка. Такие исследования применяются в тех случаях, когда необходимы точные, статистически надежные численные данные. В основе методик количественных исследований всегда лежат строгие статистические модели, основанные на использовании больших выборок. Это позволяет не просто выяснить мнения респондентов, но и определить точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. То есть, результаты количественных исследований статистически достоверны, их можно экстраполировать (распространять, обобщать).

Качественные исследования строятся на иных принципах, нежели количественные, и направлены на получение некоей первичной информации, «разведданных». Полученные

качественными методами данные не подлежат количественному анализу — они отвечают не на вопрос «сколько», а на вопросы «что», «как» и «почему». Этот тип исследований применяется в ситуации, когда необходимо получить информацию о плохо изученной проблеме, когда не совсем понятно, что именно нужно спрашивать у респондента. Количественные и качественные методы — это вовсе не конкуренты, а, скорее, два инструмента, которые взаимно дополняют друг друга. Качественные методы позволяют понять суть проблемы, сформулировать задачи и понятийный аппарат для последующего количественного исследования. Количественные исследования дают нам некоторую количественную оценку ситуации, а качественные — объясняют, почему сложилась именно такая ситуация.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.