Американская кредитная система


Американский кредитный рынок весьма экзотичен и нестандартен. США – страна чекового обращения, чеки распространены, в основном, в США и в Англии, причём в США больше, чем в Англии. США – страна безфилиальной банковской системы. В 1933 году был принят акт Гласса-Стигала, который жёстко разделил банки на коммерческие и инвестиционные, и запретил работу одновременно на двух этих рынках. Месяц назад (октябрь 1999) этот акт был отменён, теперь ожидается крупнейшая волна слияний коммерческих банков с инвестиционными и взаимопроникновение на рынки.

Существенное влияние на развитие американской кредитной системы оказал также законодательный акт МакФадена 1927 года, который запретил банкам создавать филиалы за пределами штата, где он зарегистрирован. Это привело к достаточно большой специализации и дисперсии банков в первой половине 20 века. В итоге, с США сейчас зарегистрировано от 14 до 15 тысяч банков, и более 40 тысяч банковских учреждений, считая ссудосберегательные ассоциации. В 1994 году акт МакФадена был частично изменён Конгрессом: банкам разрешается создавать филиалы в тех штатах, где это не запрещено законодательством штата.

В 1863 году было создано Управление Контролёра денежного обращения, которое взяло на себя функции надзора и регулирования банковской системы, Управление существует до сих пор, и даже создание в 1913 году Федеральной резервной системы не отменило его основных функций по надзору и контролю за банковской деятельностью. Сейчас Управление Контролёра является подразделением Казначейства Министерства финансов США и занимается надзором за банковской системой.

В США существует огромное количество надзирателей за финансовыми рынками, рынки зарегулированы (Управление Контролёра денежного обращения, Федеральная Резервная Система ФРС, Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, Управление по надзору за банковским делом при Правительстве, Управление по надзору за сберегательными учреждениями, Национальная Администрация кредитных союзов, Комиссия по ценным бумагам, по срочной биржевой торговле, Правительственное Агентство по защите интересов отдельных групп депозиторов – все они наделены правом проверок кредитных учреждений, правом издания некоторых нормативных актов, обязательных для исполнения на финансовых рынках).

До последнего времени формально существовали два разных статуса для банков в США: существовало два вида лицензий, или чартеров:

1. Федеральный чартерный банк – банк, который регулируется на федеральном уровне, чартер таким банкам предоставляет Конгресс США. При это этот банк обязан вступить в Федеральную Корпорацию по страхованию депозитов.

2. Чартерный банк штата – лицензию на банковскую деятельность выдаёт законодательный орган штата, основные функции надзора возлагаются на администрацию штата и, отчасти, на резервный банк соответствующего региона.

Существовало правило q, которое было отменено только в 80-х гг.: запрещение платить проценты по вкладам до востребования. То есть банки могли привлекать средства до востребования только на бесплатной основе, так как хранение денег – это само по себе услуга.

ФРС (Федеральная Резервная Система) была создана в 1913 году, считается, что она являет собой эквивалент ЦБ в других странах. Это не совсем так, хотя какие-то элементы центрального банкинга ФРС осуществляет. В первую очередь, это осуществление денежно-кредитной политики, которое, однако, происходит по совершенно другим принципам: принципы коллегиальности, консенсуса. По данным на 1996 год 4882 банка из 15 тысяч являлись членами ФРС, при этом ещё примерно 1200 банков США – это банки, которые не являются членами ФРС, но входят в Федеральную Корпорацию по страхованию депозитов. Эта корпорация берёт на себя отдельные регулирующие функции.

Все члены ФРС обязаны все резервы хранить в резервных банках – в этом смысл ФРС. Это некий конгломерат, с одной стороны, административно-консультативно-экспертно-аналитических служб, которые работают в Вашингтоне, а с другой стороны, это набор резервных банков, которые выполняют коммерческие функции и, в то же время, следят за тем, чтобы резервы банковской системы составляли заданную величину, проводят согласованную политику по управлению резервами. Банки – не члены ФРС хранят свои резервы в соответствии с законодательным регулированием штата: либо в резервных банках, либо в банках-членах ФРС на территории штата. Уровень резервов устанавливается резервными банками как для банков-членов ФРС, так и для банков – не членов ФРС, для членов уровень резервов выше, что повышает уровень доверия к ним, но снижает их ликвидность (плата за стабильность). Чуть больше трети банков США являются членами ФРС, при этом они аккумулируют примерно ¾ суммарного объёма капитала американской банковской системы, и почти столько же депозитов и кредитов. То есть ФРС – это действительно основа банковской системы Америки.

Схема управления ФРС.

Управление ФРС осуществляет Совет Управляющих, однако прямого подчинения совету управляющих нет. Федеральные резервные банки – банки в городах, 12 штук. В Федеральный комитет по открытому рынку входят шесть председателей правлений федеральных резервных банков с правом основного голоса и шесть председателей правлений федеральных резервных банков с правом совещательного голоса. Традиционно, председатель правления Федерального резервного банка Нью-Йорка является вице-президентом Федерального комитета по открытому рынку: Нью-Йорк должен влиять на проведение денежно-кредитной политики – так было написано в соглашении 1913 года. Остальные члены представляют собой банковские ассоциации, и законодательную и исполнительную власть. Однако законодательно оговорено, что никаких распоряжений ни одному их органов ФРС ни Президент, ни Конгресс, ни Сенат выдать не могут. Именно этим и обеспечивается независимость ФРС.

Совет Управляющих состоит из 7 членов, которые назначаются на 14 лет Президентом с одобрения Конгресса. Срок назначения предполагает, что один и тот же состав Конгресса, равно как и один и тот же Президент, сместить назначенного не могут. Есть исчерпывающий перечень причин, по которым члены Совета Управляющих могут быть смещены досрочно. Есть ещё одно ограничение, стабилизирующее управление ФРС: один и тот же Президент, на сколько бы сроков он не избирался, может назначить не более двух новых членов ФРС. В России этот же принцип был взят за основу в законе о Счётной Палате: половину аудиторов (6) счётной палаты назначает Государственная Дума, а другую половину – Совет Федераций, причём сроком на 6 лет, чтобы один и тот же состав не мог избрать и снять аудиторов.

В Федеральный консультационный совет при ФРС входят представители банков-членов ФРС и представители резервных банков. До создания ФРС, то есть до 1913 года, в США существовал обычный ЦБ (с 1791 года), имевший особый чартер Конгресса. Но после Гражданской войны чётко сформировалось федеративное устройство США, и ЦБ в него не вписался. Поэтому Конгресс приостановил действие чартера ЦБ в 1811 году, в 1816 году чартер был возобновлён, но к этому моменту уже сформировались 12 лидирующих резервных банков в округах. Конгресс передал владение Центральным банком этим резервным банкам. В 1841 году ЦБ обанкротился, и к 1880 году 2000 федеральных банков, имевших федеральный чартер, получили право на эмиссию долларов. Сейчас правом на эмиссию долларов обладают только 12 резервных банков. По каждому направлению денежно-кредитной политики есть своя комиссия, так вот совет по проведению эмиссии принимает решение о её проведении.



Категория: Новости. Дата публикации: 23 Февраль, 2010.