Анализ сильных и слабых сторон


Помимо анализа внешних факторов перед разработкой стратегии компания должна трезво оценить собственные сильные и слабые стороны. Этот анализ удобно проводить в формате «цепочки создания ценности». Любой бизнес можно представить в виде совокупности процессов, формирующих ценность для клиента (первичные процессы), и процессов, не участвующих непосредственным образов в формировании ценности (вторичные процессы).

К первичным процессам можно отнести: конструирование продукта; закупку ресурсов; производство продукта; распределительную логистику; продажи; маркетинг; сервис.

К вторичным процессам (выполняющим вспомогательную, обслуживающую функцию) можно отнести:

управление персоналом; управление финансами компании; учет; юридическое обеспечение бизнеса; информационные технологии и т.п.

Оценка финансового состояния компании

Каждый процесс в цепочке создания ценности можно оценить по стандартной схеме «затраты — время — качество». Идеальный процесс — это процесс быстрый (своевременный), качественный и недорогой. Такому процессу по 10-балльной шкале можно поставить 10 баллов. Если тот или иной процесс в составе цепочки имеет ряд недостатков (скорость выполнения, качество, затраты), то ему по результатам анализа ставится более низкий балл. 1-2 балла по 10-балльной шкале следует ставить тем процессам, которые являются одновременно некачественными, медленными (несвоевременными) и очень дорогими с точки зрения потраченных ресурсов. Составным элементом анализа сильных и слабых сторон является анализ финансового состояния компании. В качестве ключевых индикаторов обычно используются показатели рентабельности, ликвидности, структуры капитала, уже знакомые вам по «финансовым» модулям. Основные рекомендации: перед проведением анализа сильных и слабых сторон следует идентифицировать список ключевых процессов бизнеса (15-20 процессов); в каждом бизнес-процессе идентифицируйте его сильные и слабые стороны (для этих целей удобно применять логику «затраты — время — качество», но можно использовать и другие параметры); после этой работы все достижения компании попадают в список сильных сторон, а все ее недостатки — в список слабых. Следует, однако, помнить, что слабые стороны могут быть следствием осознанного стратегического выбора, и поэтому их, строго говоря, «слабыми сторонами» назвать нельзя.

Например, посетители магазинов-дискаунтеров могут жаловаться на ограниченный ассортимент, отсутствие сервиса в торговом зале и длинные очереди на кассах, но эти черты являются неотъемлемым атрибутом такой бизнес-модели. Обратная сторона этой медали — низкие цены.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.