Асимметрия информации. Финансовые нововведения


Асимметрия информации постоянно присутствует на финансовых рынках. Кредитор (инвестор) всегда располагает недостаточной информацией о заемщике. Во-первых, кредиторы часто не представляют “рискованность” заемщика. Во-вторых, кредиторы зачастую не в состоянии проследить, в какой проект (надежный или рискованный) заемщик вложит средства.

Наличие проблем асимметрии – условие возникновения (и существования?-подумать)

1) частного информационного бизнеса. Информационные агентства: рейтинги, продажа инфо о балансовых показателях и инвестиц. деятельности фирм – эмитентов…

2) финансовых учреждений: фин.посредники специализируются на сборе и анализе информации о заемщиках и их инвестиционных проектах (фин.учреждения оказывают и консультационно-информационные услуги)

1) и 2) позволяют смягчить асимметрию, порождаемую заемщиком, на этапе отношений фин.посредник(или инвестор)-заемщик. Но сами ф.п. создают асимметрию при взаимодействии с кредиторами (вкладчиками, инвесторами). Вот и получается, что именно государство (больше некому) должно заботиться об устойчивости фин.посредников и способствовать улучшению инфо.прозрачности фин.рынков! Сильная непрозрачность – удар по эффективности функционирования рынков (затрудняется переток средств).

Итак,

Adverse selection (AS) – (проблема ложного выбора, неблагоприятного отбора) – проблема, возникающая до заключения сделки.

Неблагонадежные заемщики проявляют больше рвения для получения средств, и для финансирования предлагается большое число «плохих» проектов. Заемщиков побуждают выбирать высокорисковые проекты, сулящие высокую отдачу (в случае неудачи, заемщик несет большие потери).

Преодоление – добыча информации любыми способами.

Moral hazard (MH) – (риск недобросовестного поведения со стороны заемщика, моральный риск) – проблема, возникающая после заключения сделки: заемщик предпринимает шаги, снижающие вероятность возврата кредита.

Способы смягчения проблемы: кредитование под залог (/обеспечение), rollover кредитование, отслеживание платежей, участие в деятельности заемщика, отчеты (мониторинг), ограничения на виды деятельности заемщика.

Понятно, что сначала AS: сперва мучения – инвестировать или нет? Затем MH: беспокойство – как же использует твои средства заемщик?

Principal – agent problem – акционеры (владельцы) не располагают всей информацией о деятельности управляющих (менеджеров). Асимметрия искушает управляющих пойти на избыточный риск (MH). Управляющие также могут преследовать личную выгоду, либо придерживаться стратегии, не направленной на повышение прибыльности корпорации. Способы решения – аудит и проверка эффективности управления (но м.б. дорого и требует времени), нужно объединить усилия менеджера и владельца (например, управляющий – владелец, или управляющий вносит залог, что ставит его в жесткие условия).

Free-rider problem – проблема безбилетника. Суть – кто-то пользуется результатами твоего «труда». Если говорить о контроле за деятельностью фин.учреждений владельцами-акционерами, то стимулы акционеров будут зависеть, вероятно, от их доли в УК.. доли в затратах по реструктуризации … Free-rider-ство на фондовом рынке выражается в подражании стратегии «осведомленного» (информированного) инвестора.

Проблемы асимметрии стоят очень остро, посему говорим о необходимости государственного регулирования: государство пытает управлять информационной прозрачностью, заставляя агентов предоставлять о себе информацию.



Категория: экономика. Дата публикации: 24 Февраль, 2010.