Базовые типы стратегий


Сущность любого предпринимательства заключается в производстве необходимых потребителю товаров или услуг. Из отношений между рынком и товаром выводится центральная проблема предпринимательства, от решения которой зависит существование предприятия на рынке. Концепция маркетинга предполагает использование стратегических подходов к решению проблем предприятия на рынке.

Именно маркетинговые механизмы позволяют это сделать – путем использования информации о рынке, формирования «своего потребителя», проектирования конкурентной рыночной позиции компании. Решением проблем предприятия на рынке с использованием стратегических подходов занимается стратегический маркетинг.

Надо отметить, что данный подход к пониманию стратегий (например, понятие стратегий, представление об уровне управления в организациях и выработке миссий, понятие стратегического бизнес-портфеля, понятие стратегической бизнес-единицы и др.) широко используется в стратегическом менеджменте.

Значит, мы можем сделать вывод о том, что обе эти дисциплины используют общий понятийный аппарат, схожие подходы и методики. Многие проблемы стратегического маркетинга сложно постичь, не ознакомившись предварительно с курсом по стратегическому менеджменту.

Вы уже познакомились с понятием (и не одним!) стратегии менеджмента. Дадим определение стратегии в связи с маркетингом.

Стратегия маркетинга – анализ возможностей предприятия на рынке, выбор системы целей, разработка и формулировка планов и осуществление маркетинговых мероприятий, ориентированных на снижение рыночного риска, обеспечение длительного и устойчивого развития предприятия.

Первым уровнем разработки стратегии является формулирование миссии – программного заявления компании, ее генеральной цели. Миссия в целом характеризует, что собой представляет компания, зачем она существует, каково ее место на рынке. В такой трактовке основа реализации миссии компании в рыночных условиях – это система маркетинга.

Следующим уровнем в рамках иерархии стратегий является разработка деловых стратегий, куда входят решения по портфельным стратегиям, стратегиям роста и конкурентным стратегиям.

Следующий уровень принятия стратегических решений – разработка функциональных стратегий подразделений компаний, которые обеспечивают реализацию деловых стратегий.

В данном пособии мы подробно остановимся на деловых стратегиях, в число которых входят решения по портфельным стратегиям, стратегиям роста и конкурентным стратегиям.

Эти стратегии определяют способ взаимодействия компании с рынком и согласование потенциала предприятия с его требованиями, направленными на решение задач, связанных с процессом увеличения объема предпринимательской деятельности, а также с усилиями по удовлетворению рыночного спроса.

Рис. 1. Схема стратегических решений компании

Деловые стратегии определяют пути оптимального использования ресурсов предприятия для удовлетворения нужд рынка. Часто эти стратегии называют базовыми или базисными стратегиями маркетинга.

Стоит отметить, что предлагаемая вам классификация стратегий – не единственная, однако нам представляется, что данная классификация – одна из самых целесообразных.

Портфельные стратегии позволяют достаточно эффективно решать вопросы о том, с какими товарами, услугами и/или их комплексами компания выйдет на рынок и какие капиталовложения осуществит.

Стратегии роста дают возможность ответить на вопросы о том, в каком направлении необходимо развиваться предприятию, чтобы максимально соответствовать требованиям рынка, и как будет развиваться весь портфель предприятия, а также каждая единица этого портфеля.

Конкурентные стратегии определяют, как обеспечить предприятию конкурентные преимущества на рынке с точки зрения эффективности привлечения потенциальных 5/47 потребителей, и какую политику по отношению к конкурентам следует выбрать.



Категория: управление. Дата публикации: 2 Март, 2010.