Бихевиористский подход


Для облегчения понимания изложенного ниже материала введем следующий термин:

Научение – это приобретение знаний, умений и навыков: в психологии поведения охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. К научению относятся такие явления, как привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и так называемое разумное научение у человека.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психологическое направление, в котором в качестве предмета исследования фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные “эмоции”) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникали изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились “промежуточные переменные” (образ, цель, потребность).

Вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера.



Категория: управление. Дата публикации: 28 Февраль, 2010.