Бизнес-единицы предприятия


Портфельные стратегии помогают многопрофильным компаниям (т.е. компаниям, владеющим крупным бизнес-портфелем, содержащим несколько СБЕ – стратегических бизнес-единиц) в распределении ограниченных ресурсов между различными СБЕ с использованием критериев привлекательности рыночных сегментов и потенциальных возможностей каждой бизнес-единицы.

Бизнес-единица – независимая хозяйственная единица предприятия, вырабатывающая стратегии своего развития и наделенная оперативной самостоятельностью. Стратегической бизнес-единицей может являться отделение (division) предприятия или один из его продуктов.

Под бизнес-портфелем понимается совокупность производимых компанией товаров и услуг, сгруппированных по выбранным критериям для целей стратегического планирования и управления.

Обычно бизнес-единица производит и реализует определенную номенклатуру продуктов для четко идентифицируемой группы потребителей (сегмента), имеет определенный круг конкурентов, базируется в определенных географических регионах и имеет собственные комплексы маркетинга, отличные от комплексов маркетинга других СБЕ. В более простых организациях, которые занимаются одним видом деятельности, корпоративный уровень может совпадать с уровнем бизнес-единицы. Бизнес-единица отвечает за выработку целей и стратегий предприятия для определенных зон хозяйствования. Иногда бизнес-единицу называют также стратегическим центром.

Рассмотрим в качестве примера бизнес-портфель и бизнес-единицы компании «ВиммБилль-Данн».

Компания была основана в 1992 году как производитель соков. Проводя прогрессивную маркетинговую политику (хорошая упаковка, грамотное распределение и ценообразование, соответствующее качеству продукции), компания принялась за расширение своего бизнес-портфеля и начала осваивать рынок йогуртов, творожков, десертов и других инновационных продуктов. На данный момент «Вимм-Билль-Данн» занимает достойное место среди успешных мировых компаний. Ее чистая прибыль в первом полугодии 2007 года (по USGААР) составила $65,8 млн., выручка -$1,147 млрд.

«Вимм-Билль-Данн» принадлежат 36 перерабатывающих заводов в России, на Украине и в Средней Азии, а также торговые сети в 26 городах России и СНГ, обслуживающие в общей сложности 280 миллионов потребителей.

Торговые марки «Домик в деревне», «Чудо», «Веселый молочник», Neo и Bio-Мах – одни из самых узнаваемых в России и на Украине. Много лет подряд молоко «Домик в деревне» признается «Народной маркой» в номинации «Молочные продукты».

Производимый компанией сыр «Ламбер», по данным исследований «Комкон», является самым известным в России среди брендированных сыров. В 2006 году трюфели Morand открыли новую для России категорию продуктов – «Свежий шоколад». Сегодня компания делает ставку на развитие детского питания и функциональных продуктов (обогащенных продуктов, которые благоприятно воздействуют на организм благодаря полезным добавкам). В сегменте свежего детского молочного питания доля «Вимм-Билль-Данн» (бренд «Агуша») составляет 60%. Несколько лет назад компания вышла на рынок фруктовых пюре, а в этом году наладила производство фруктового детского питания на Экспериментальном комбинате детского питания в Курске. В перспективе компания планирует работать и в других сегментах рынка детского питания, таких как «Специализированная детская вода», «Детские каши» и «Заменители грудного молока».

Осенью 2007 года «Вимм-Билль-Данн» вывела на рынок бренд NeoBeauty, который эксперты назвали революционным на российском рынке функциональных продуктов.

Продукты NeoBeauty ориентированы на женщин, заботящихся о здоровом питании, и содержат экстракт алоэ, который оказывает полезное воздействие на ногти, кожу и волосы.



Категория: управление. Дата публикации: 2 Март, 2010.