Бюджетный процесс


Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Технология финансового планирования во времени — это непрерывный цикл, где планирование на следующий период производится на основе план-факт анализа исполнения бюджета отчетного периода. Бюджетный цикл — это период времени от начала первой стадии бюджетного процесса, то есть составления сводного бюджета, до завершения третьей стадии — план-факт анализа исполнения сводного бюджета. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета отчетного периода должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода. Существует три основных подхода к процессу бюджетирования: "Сверху — вниз"; "Снизу — вверх"; "Встречного потока".

Подход "сверху — вниз" означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем, недостатком данного подхода является слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей. Подход "снизу — верх" применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Одним из недостатков этого подхода, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении получить незаслуженное вознаграждение.

Традиционно считается, что наилучшим подходом является метод "встречных потоков". Он является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух предшествующих. При таком подходе высшее руководство дает общие

директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании. В целом процесс составления бюджетов носит интерактивный характер, когда ранее составленные операционные, вспомогательные или основные бюджеты приходится корректировать для того, чтобы будущее финансовое положение фирмы соответствовало поставленным целям и задачам.



Категория: Новости. Дата публикации: 4 Март, 2010.