Бюджетный регламент


Регламент бюджетирования, как и большинство других регламентов, в российских компаниях явление довольно редкое.

Бюджетный регламент — это совокупность процедур, стандартов, нормативно-методических документов, определяющих организацию процесса бюджетирования, документооборот, временные рамки разработки бюджетов и состав участников этого процесса. Даже если в компании какая-то формализация процесса бюджетирования имеется, то есть имеет место какой-то документ (Положение) или набор документов (Распоряжения и Приказы), которые должны регламентировать работу системы бюджетирования, то нет еще никакой гарантии, что эти документы составлены с требуемым качеством. Одним из критериев качества регламента бюджетирования является наличие в нем раздела об ответственности за исполнение данного регламента, в котором эта самая ответственность определялась бы вполне понятными финансовыми категориями. Основные направления использования регламента системы бюджетирования: управление процессом бюджетирования; обеспечение менеджеров необходимой информацией в нужные сроки.

Естественно, каких-то общепринятых стандартов регламента бюджетирования не существует, но главное – добиться того, чтобы в нем были прописаны хотя бы основные моменты, связанные с реализацией процесса бюджетирования. Если говорить о минимальных требованиях, то регламент бюджетирования должен определять:

1) Бюджетный период или горизонт планирования бюджета (срок, на который составляется бюджет) и шаг планирования (периодичность, с которой в пределах горизонта планирования формируется данный бюджет — квартал, месяц).

2) Сроки (график) и порядок разработки, согласования, представления, консолидации и утверждения бюджетов различных уровней.

Бюджетный период — это период, на который составляются и в течение которого корректируются бюджеты, осуществляется контроль за их исполнением. При этом нужно помнить, что различные бюджеты должны иметь унифицированный бюджетный период. Иное дело разбивка каждого бюджета на подпериоды, то есть определение шага планирования. В зависимости от специфики бизнеса бюджеты различных видов могут иметь различный шаг планирования. Шаг планирования — периодичность, с которой в пределах горизонта планирования формируется данный бюджет (квартал, месяц, декада, и т. д.). В теории в рамках бюджетного периода принято выделять два этапа. Первый — период директивного планирования, когда все принятые и утвержденные целевые показатели и нормативы обязательны, к исполнению.

Второй — период индикативного планирования, в рамках которого устанавливаются лишь общие ориентиры планов компании. Это обстоятельство необходимо иметь в виду, когда определяется бюджетный период. Дело в том, что за рубежом компании (особенно

крупные, располагающие большими аналитическими ресурсами) составляют бюджеты на 3-5 лет. В России руководители многих фирм отказываются обсуждать серьезно свои финансовые перспективы на срок свыше 6 месяцев. С другой стороны, не зная ориентиров, не устанавливая целей и параметров бизнеса (в том числе и чисто финансовых), вряд ли можно говорить о каком-либо развитии. В России сегодня считается приемлемым составление бюджетов на период в один год. Объясняется это традициями планирования и составления отчетности, практикой заключения (или пролонгации) основной массы договоров на новый год в конце старого года, общими финансово-экономическими установками, связанными с принятием и исполнением государственных бюджетов всех уровней. Другое дело, что бюджетный период (календарный год) в России также может быть разделен на директивную часть (первое полугодие, например) и индикативную (второе полугодие). Соответственно на первые 6 месяцев бюджеты должны быть более подробными, иметь максимально возможный уровень детализации (организационно и технически), когда шаг планирования может доходить до одной недели или одного банковского дня (для некоторых видов бюджетов). А вот на второе полугодие вполне может быть достаточным планирование по кварталам. Особенности шага планирования есть и у бюджетов различных видов. Например: Шаг планирования БДР на первые 6 месяцев может составлять один месяц или одну декаду, ибо маловероятно, чтобы драматические изменения в структуре себестоимости продукции под влиянием инфляции издержек или изменений налогового законодательства случались чаще, чем один раз в десять дней. В связи с российской спецификой серьезные сдвиги в себестоимости даже в условиях гиперинфляции первой половины периода правления Б. Ельцина происходили в среднем один раз в месяц. Для БДДС шаг планирования на первые 6 месяцев составит, скорее всего, от одной недели до одной декады, а на первый месяц лучше один банковский день (если брать за пример лучшие зарубежные образцы). Контроль за движением денежных средств требует большей тщательности и оперативности. По сути, актуальность бюджетирования для многих предприятий и фирм обусловлена именно осознанной необходимостью управлять так называемыми финансовыми потоками. На последние 6 месяцев года (особенно, если речь идет об индикативном планировании) шаг планирования для БДДС может составлять один месяц. Для ББЛ шаг планирования на первые 6 месяцев может составлять один месяц, а на второе полугодие — один квартал. Шаг планирования операционных бюджетов определяется регламентом составления основных бюджетов как на уровне ЦФО, так и компании в целом. Одновременно с шагом планирования устанавливается шаг корректировки бюджетов, который может быть меньше или равен шагу планирования.

Для удобства можно заполнить табличный формат, установив для каждого бюджета горизонт и шаг его формирования/корректировки по шкале год/квартал/месяц/декада/неделя/день (табл. 6).



Категория: Новости. Дата публикации: 4 Март, 2010.