Дивиденты


Вложение денежного капитала в различного вида ценные бумаги (долевое участие в предприятиях, займы другим предприятием под векселя или иные долговые обязательства) — важнейший элемент развивающейся рыночной экономики. Цель финансовых вложений — получение дохода и (или) сохранение капитала от обесценения в условиях инфляции. Следовательно, необходимо уметь правильно оценивать реальный доход разного вида ценных бумаг.

Рассмотрим сначала виды существующих в настоящее время ценных бумаг и определим разницу в начислении процентов и возможностях получения дохода по ним.

В зависимости от формы предоставления капитала и способа выплаты дохода ценные бумаги делятся на долговые и долевые.

Долговые ценные бумаги (купонные облигации, сертификаты, векселя) обычно имеют фиксированную процентную ставку и являются обязательством выплатить полную сумму долга с процентами на определенную дату в будущем; по дисконтным облигациям доход представляет скидку с номинала.

Долевые ценные бумаги (акции) представляют собой непосредственную долю держателя в реальной собственности и обеспечивают получение дивиденда в неограниченное время.

Все прочие виды ценных бумаг являются производными от долговых либо долевых ценных бумаг и закрепляют право владельца на покупку или продажу акций или долговых обязательств. Это опционы, фьючерсные контракты, приватизационные чеки.

Расчет дохода по различным видам ценных бумаг производится на основе полученных ранее формул.  При покупке (учете) векселей и других денежных обязательств до наступления срока платежа используются учетные ставки. Тогда доход, начисленный по учетной ставке (дисконт), становится доходом лица, купившего вексель, когда наступает срок оплаты. Владелец векселя получает указанную в нем сумму за вычетом дисконта, но зато раньше срока.

При операциях с облигациями источником дохода являются фиксированные проценты (в случае купонных облигаций), а также разность между ценой, по которой она выкупается. Выкупная цена облигации обычно совпадает с ее номиналом.         Существуют облигации без выплаты процентов, которые будут доходными только при покупке их со скидкой с номинала, т.е. с дисконтом.

Введем обозначения:

N — номинальная стоимость облигации;

Po — цена покупки облигации;

Io — доход по облигации;

n — период, на который начисляются проценты;

i — процентная ставка;

ic — эффективная ставка сложных процентов.

При расчетах дохода используется понятие курса облигации Рк:


.                                          5.1)

Тогда                           

.                                      (5.2)

Подставляя в эту формулу выражение (5.1), получим:


.                              5.3)

Если для измерения доходного использовать эффективную ставку сложных процентов, то будем иметь:


.

Отсюда:


  .                                      (5.4)

При покупке акций источником дохода могут быть дивиденды и разница между ценой приобретения и ценой продажи. Фиксированные дивиденды (определенный процент от номинальной стоимости акции) выплачиваются по привилегированным акциям. Сделаем обозначения:

Pa — цена приобретения акции;

Q — цена продажи акции;

N — номинальная цена акции;

F — величина дивидендов;

IF — доход от дивидендов;

Ia — общий доход от покупки акции;

n — срок в годах от момента покупки до момента продажи.

Тогда         :                            Ia = IF + Q — Pa .                                         (5.5)

Если доходы не реинвестируются, доход от них будет равен:

                                        IF = n · F · N     .                                                 (5.6)

Величина дивидендов по простым акциям устанавливается общим собранием акционеров в зависимости от финансовых результатов года (дивиденды могут и не выплачиваться, если прибыли нет или она целиком направляется на развитие), поэтому расчет дохода от таких акций может быть только ориентировочным и производится по формулам (5.5) и (5.6).

Выведем формулу для расчета доходности покупки акций в виде эффективной ставки сложных процентов:


.

Отсюда                                 

.



Категория: управление. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.