Дорогая репутация


Обладателю компании, принявшему решение о продаже готового бизнеса, очень принципиально провести правильную оценку его цены. В рамках трёх походов к оценке бизнеса спецами создано выше 20 разных способов, которые в разной степени учитывают как издержки на создание и приобретение оцениваемого объекта, так и совокупа рыночных причин: времени, риска, рыночной конъюнктуры, конкуренции, внешнюю и внутреннюю среду обитания. Но почти всегда балансовая оценка собственного капитала и его финансовая ценность не совпадают, т.к. существует сокрытый, внебалансовый капитал, образующийся за счёт нематериальных активов.

При балансовой оценке активы компании равны пассивам плюс незапятнанный свой капитал. При рыночной оценке прибавляются неосязаемые активы, определение цены которых в виду собственной неосязаемости вызывает споры не только лишь меж торговцем и покупателем, да и посреди проф оценщиков.

В лексикон русских бизнесменов крепко вошло иноземное слово гудвилл, трактовка содержания которого простирается от нематериальных активов вообщем до только деловой репутации. Спецы делят неосязаемые активы на 4 группы, любая из которых по-своему оказывает влияние на цена компании в целом:

  • Имеющиеся у компании лицензии, патенты, ноу-хау, гарантии и страховки;
  • Клиентская база
  • Отношения с поставщиками
  • Ценность хорошего имени компании
  • Другими словами, гудвилл представляет собой совокупа сложившейся деловой репутации компании в бизнес-среде, известность марки посреди потребителей и их лояльность, положительный стиль в обществе в целом.

    Для большинства маленьких и средних компаний все эти виды нематериальных активов принято рассматривать в целом, как неосязаемые активы либо гудвилл. При продаже бизнеса в определение данного понятия включают также ожидание сохранения имеющихся главных служащих и клиентской базы в дальнейшем.

    Многие предприниматели склонны переоценивать воздействие имеющихся у их нематериальных активов на продажную цена бизнеса. Нужно держать в голове, что неосязаемый капитал должен в неотклонимом порядке конвертироваться в доход, причём доход на уровне выше среднерыночного. Говоря по-другому, торговая марка не имеет ценности, если она не позволяет выигрывать в конкурентноспособной борьбе и продавать собственный продукт дороже, чем аналогичный продукт соперников. Гудвилл компании Coca-Cola как раз и заключается в том, что бутылка Фанты просто продаётся как минимум вдвое дороже, чем какоё-нибудь лимонад местного розлива.

    В качестве иллюстрации приведу свежайший пример из своей практики. Не так издавна практически сразу я продавал два различных кадровых агентства. Набор вещественных активов у их был фактически схож: оргтехника, офисная мебель на сумму около 12-15 тыщ баксов у каждого, приблизительно равные офисные помещения на правах аренды, приблизительно однообразное количество служащих. Вот только цена одной из компаний была 60 тыщ баксов, а 2-ой ровно в 10 (!) раз больше. Обладателю 2-ой компании, используя собственный предпринимательский и творческий потенциал, удалось собрать коллектив экспертов, предложить рынку высококачественную услугу и заработать репутацию, позволяющую получать очень серьёзную прибыль.

    Также неосязаемые активы при продаже бизнеса могут не иметь ценности, если эта ценность не поддерживается изо денька в денек. Брэнды, прошедшие бум популярности 5-10 годов назад и фактически исчезнувшие с рынка, могут быть проданы за чисто символические суммы.

    И всё-таки цена неосязаемых активов можно оценить математическими методами. На мой взор, более подходящим способом, позволяющим полностью учитывать воздействие нематериальных активов на цена компании, является способ лишней прибыли, применяемый в рамках доходного подхода.

    В базе способа лишней прибыли лежит допущение о том, что часть прибыли компании, превосходящая нормальную рентабельность вещественных активов, делается за счёт активов нематериальных. Такая лишная прибыль может быть капитализирована в неосязаемые активы. Коэффициент, используемый для капитализации лишней прибыли, определяется соотношением риска/отдачи от инвестиций. Обычно этот множитель варьируется от 1 до 3, и правильное определение его величины почти во всем находится в зависимости от опыта и проф мастерства оценщика. Разница меж величиной цены, приобретенной при помощи этого способа, и ценой текущих обратных и внеоборотных активов компании и считается подтверждённой ценой гудвилла.

    По моему опыту, если клиент имеет в распоряжении надёжные данные относительно цены вещественных активов выставленной на продажу компании и расчёты по цены неосязаемых активов, то оковём их сложения он получит реальное представление об приблизительной цены компании, которая может послужить для него отправной точкой для последующих переговоров либо для отказа от совершения сделки, если торговец не пойдёт на разумные уступки.

    Внедрение способа лишней прибыли просит осмотрительного подхода. В целом таковой способ применим для оценки компаний малого бизнеса. Для более больших компаний данный способ должен применяться в купе с другими способами. В связи с тем, что границу перехода малого бизнеса в категорию среднего найти фактически нереально, данный способ более точен при оценке компаний, годичная выручка которых не превосходит 70 млн. руб.

    Материал подготовлен БизТорг.ру
    Создатель: Алексей Москвич

    Также читайте новости по теме



    Категория: Развитие бизнеса. Дата публикации: 20 Октябрь, 2010.