Два подхода к автоматизации бюджетирования


Компьютер позволяет решать все те проблемы, которые до его изобретения не существовали. Автоматизация процесса бюджетирования позволяет максимально облегчить техническую работу, которой может быть достаточно много как на этапе планирования бюджетов, так и на этапе сбора фактической информации об исполнении бюджетов, а так же сопоставления плана с фактом и анализа отклонений. Например, изменился объем производства какого-то продукта. Пересчитать переменные затраты и остатки на складе, пользуясь возможностями только электронных таблиц, и скорректировать закупки соответствующих материалов очень трудно: потенциально возможно большое число ошибок. Кроме того, из-за изменений условий расчета с покупателем необходимо пересчитывать денежный поток. А если такие операции потребуется повторять несколько раз, то ни формулы, ни хитрые связи разнообразных электронных таблиц не спасут, а, может быть, даже усугубят дело. Ведь большей частью такого бюджетирования станут множественные и скрупулезные расчеты разнообразных показателей, а также поиск неизбежных ошибок, так как электронная таблица не сможет даже подсказать, где они возможны (везде возможны). Другим важным моментом является безопасность информации. Ведь бюджет, составленный на краткосрочный или долгосрочный период, представляет собой коммерческую тайну. Обеспечить ее защиту в электронных таблицах затруднительно. Поэтому автоматизация финансовой модели бюджетирования является также очень важной составляющей успешного функционирования системы бюджетирования. Существует два подхода к автоматизации бюджетирования. Самый распространенный подход заключается в том, что постановку бюджетирования нужно сразу начинать с автоматизации. То есть согласно этой концепции необходимо сначала выбрать программный продукт, который можно будет настроить на конкретное предприятие. Причем, как обещают некоторые ИТ-компании, все это можно сделать достаточно быстро, и бюджетирование заработает буквально через несколько месяцев.

Второй подход к автоматизации финансовой модели предполагает сначала разработку методологии и регламентов бюджетирования. Причем эту методологию и регламент нужно будет в течение определенного времени отработать на предприятии. При этом финансовая модель планирования может вестись в электронных таблицах. И только

после того, как модель будет опробована на практике, компания переходит к решению задачи автоматизации. Кстати, оформленная методика бюджетирования может использоваться при подготовке технического задания (ТЗ) для автоматизации. После подготовки ТЗ компания делает выбор: либо ищет уже готовую, наиболее подходящую, информационную систему, либо разрабатывает систему под себя собственными силами или с привлечением сторонней компании. Первый вариант стратегии автоматизации состоит всего из двух этапов, которые, на первый взгляд, могут показаться очевидными и достаточно простыми. Остается, определиться с трудовыми ресурсами, которые нужно будет задействовать в этом проекте. Все можно делать самостоятельно, а можно привлечь и внешние силы, то есть консультантов и программистов. Причем их можно привлекать либо только на этапе выбора программного продукта из уже имеющихся на рынке, либо только на этапе настройки и внедрения, то есть при непосредственной автоматизации, либо и на первом, и на втором этапах. Что касается второй стратегии, то она создает впечатление гораздо более сложного подхода, к тому же здесь тоже возможны варианты выполнения каждого этапа самостоятельного или с привлечением внешних трудовых ресурсов. Возможно, это является одной из основных причин того, что достаточно часто выбор делают в пользу первого варианта стратегии автоматизации финансовой модели бюджетирования.



Категория: Новости. Дата публикации: 5 Март, 2010.