Экономическая сущность и содержание Бюджета. Бюджетная система


Бюджет – форма образования и расходования финансовых денежных средств, предназначен-ных для обеспечения финансовых задач и функций Государства, и местного самоуправле-ния.

С помощью Бюджета органы власти получают денежные ресурсы и направляют их на со-держание аппарата управления и армии, осуществляют социальную политику в государстве и регулируют экономический процесс.

Бюджет (кошелек – франц.) – основной финансовый план государства, отражающий объем средств, необходимых для выполнения функций государства.

Бюджет выполняет следующие задачи:

1. Перераспределение ВВП.

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.

3. Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики.

4. Контроль над образованием и использованием централизованных фондовых денежных средств.

Исходя из этих задач, существуют несколько функций Бюджета.

1. Распределительная функция Бюджета, проявляется через формирование и использование денежных средств, централизованных в Бюджетном фонде.

В развитых странах в Бюджет мобилизуется около 50% всех ресурсов, созданных в государ-стве. В РФ в бюджет забирается 70% всех денежных ресурсов, созданных в государстве. Только с помощью бюджета мы можем перераспределять ВВП, и это перераспределение идет в трех направлениях:

1. Межотраслевое перераспределение. Т.е. собираются налоги в отраслях материального производства, и направляются в непроизводственную сферу (управление, армия, социальная сфера).

2. Межтерриториальное перераспределение. Налоги поступают из экономически развитых регионов и направляются в регионы с недостаточным экономическим потенциалом. Т.е. ре-гионы делятся на доноров и реципиентов.

3. Перераспределение между социальными слоями населения. Налоги берутся с трудоспособного населения, и перераспределяем в пользу нетрудоспособных членов об-щества (пенсионеры, инвалиды, дети).

Перераспределительная функция реализуется двумя стадиями:

1. Образование доходов бюджета. При этом доходы бюджета могут быть налоговые (в при-нудительной форме), и неналоговые (образуются в результате экономической деятельности государства).

2. Образование расходов бюджета. Расходы осуществляются путем финансирования бюджетополучателей – организаций производственной и непроизводственной сферы.

Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов, а расходы непосредственно осуществляются бюдже-тополучателями.



Категория: Новости. Дата публикации: 24 Февраль, 2010.