Элементы плана исследования


Для кейс-стади наиболее важными являются следующие пять элементов: 1) вопросы для изучения; 2) предположения (гипотезы), если они есть; 3) единица(ы) анализа; 4) логика соединения данных с предположениями; 5) критерии интерпретации данных. Вопросы для изучения. Этот элемент уже обсуждался в разделе 1.3. Можно лишь повторить, что стратегия исследования по методу кейс-стади наиболее применима для вопросов, начинающихся с «Как» и «Почему». Поэтому первой задачей исследователя является четкое определение природы исследовательского вопроса. Предположения исследования. Каждое предположение направляет внимание на то, что будет изучено в рамках исследования. Например, предположим, что исследование, которое проводится на тему межорганизационного сотрудничества, начинается с вопроса «Как и почему организации сотрудничают друг с другом в предоставлении совместных услуг (например, производитель и торговое предприятие сотрудничают, чтобы продавать определенные компьютеры)?». Наличие в вопросе слов «как» и «почему» означает возможность применения кейс-стади как стратегии исследования, но они не указывают, что нужно изучать. Продвинуться в правильном направлении можно, только если сделать некоторые предположения. Например, предположение, что организации сотрудничают ради получения взаимной выгоды, сразу указывает на то, где искать соответствующее доказательство (определить и выяснить степень выгодности для обеих организаций).

Единица анализа. Третий элемент связан с фундаментальной проблемой определения, что есть «кейс (случай)». В классическом кейс-стади это может быть один человек — его история жизни, или его история болезни, или характерный тип лидера. Если изучается не один, а несколько человек или несколько «случаев», то это уже многофакторный кейс-стади. Гипотезы и предположения нужны в обеих ситуациях, так как они помогают определить, какая именно информация о человеке и людях интересует исследователя. В противном случае исследователю придется собирать «все», а это практически невозможно (и не нужно). Например, предположение «На формирование лидерских качеств оказали влияние взаимоотношения со сверстниками в школе», существенно сужает область исследования и количество необходимых данных.

Конечно, «случаем» может быть некое событие или некий объект (вещь, организация, организм и т.п.). Исследование методом кейс-стади может быть проведено в отношении решений (Почему такое-то решение руководства не привело к прогнозировавшемуся результату?), программ (Как программа повышения квалификации …. повлияла на атмосферу в коллективе?), процессов внедрения (Почему внедрение новой технологии было проведено с отставанием от запланированных сроков?) и об организационных изменениях. В целом определение единицы анализа, то есть случая, связано с формулировкой исходных вопросов исследования. Предположим, вы хотите изучить роль США в мировой экономике. Единицей анализа для кейс-стади могут быть: экономика страны, экономическая политика, денежные потоки между двумя странами и т.п. Каждая из единиц анализа предполагает несколько отличное планирование исследования и стратегию сбора данных. Следующим шагом после определения единицы анализа должно стать пояснение ее важных характеристик и определение временных границ, то есть установление времени начала и окончания «случая». Последнее, что необходимо сделать при определении единицы анализа, — определиться с доступной литературой, в которой могут быть описаны подобные или отличные от изучаемого случаи. Это позволит автору сравнить их и выявить контекст, с одной стороны, а с другой — поможет точнее определить единицу анализа (случай). Связь данных с предположениями и критериями интерпретации полученных результатов. Связать данные с предположениями (гипотезами) можно различными способами. Одним из них является метод приведения в соответствие моделей, который предполагает, что различная информация об одном и том же кейсе может относиться к различным теоретическим предположениям. Описав несколько различных моделей, затем можно показать, как полученные данные соответствуют каждой из них, какие из них эффективны, а какие — нет. Полученные данные затем должны быть интерпретированы в плане сравнения как минимум двух соперничающих гипотез. Роль теории в планировании работы В кейс-стади ранее созданная теория служит шаблоном, относительно которого сравниваются результаты, полученные в ходе исследования. Если два или более случая подтверждают некую теорию, то уже можно говорить о повторяемости. Эмпирические результаты могут быть еще более эффективны, если два или более случая подтверждают одну теорию, но не подтверждают равно правдоподобную, конкурирующую теорию.

Использование теории в кейс-стади не только оказывает огромную помощь при выборе подходящего плана исследования и стратегии сбора данных, но также является основным инструментом для обобщения результатов кейс-стади.

Последовательность работы Развитие теории — выбор «случая» и методов сбора информации — изучение случая (случаев)* — написание отчета по каждому случаю — выработка общих выводов и заключения — модификация теории — написание общего отчета. Знаком «*» помечена точка возврата к выбору другого «случая», если в ходе исследования обнаружится такая необходимость. Это называют гибкостью кейс-стади. Выбор дополнительных «случаев», отличных от планировавшихся изначально, допускается, но при документальном подтверждении этой необходимости. При этом нужно иметь в виду, что цель и задачи исследования должны оставаться неизменными.

Основные модели анализа

Основные модели анализа Анализ данных, полученных в ходе кейс-стади, очень трудно выполнить, так как практика проведения исследований этим методом еще не выработала стратегию и технику такого анализа. Тем не менее, для этой цели могут быть использованы четыре основные методики: сличение с образцом (pattern-matching), построение объяснения (explanation-building), анализ временных рядов (time-series analysis) и программные логические модели (program logic models). Источник: Yin Robert K. 1994, Case Study Research: Design and Method, Applied Social Research Methods Series, vol.5, Sage Publications



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.