Францкзская кредитная система


Фактически верхний уровень французской кредитной системы не только более субъектен: один, два института регулируют денежное обращение и банковскую систему. Там есть 4 вполне дискретных учреждения:

1. Банк Франции, который в основном занимается кредитно-денежной политикой и регулированием платежного баланса, платежной системы. БФ участвует в платежных операциях, предоставляет свои технические мощности. Также у него огромная экспертно-аналитическая база. Это крупнейший научно-исследовательский центр.

2. Комиссия по контролю над банками = банковская комиссия. Это практически банковская полиция, т.е. это надзор, контроль, всевозможные проверки.

3. Национальный комитет по кредитным учреждениям. Он занимается лицензированием: выдача лицензий, их отзыв и ведением реестров всех видов организаций.

4. Комитет банковской регламентации. Он устанавливает правила нормативы, инструкции.

Т.е. ясно, что те, кто устанавливает правила игры, не надзирают за их исполнением. И еще очень важно, что разделены надзор и лицензирование. Это то, за что в России давно борются. Многие юристы, экономисты говорят, что лицензирование и надзор на финансовых рынках должны быть разделены. Логика здесь очень проста: фактически лицензирование и надзор – два органа контроля друг за другом. Например, выдавая лицензию, мы проверяем соответствие требований претендента условиям получения лицензии, и затем проверить, насколько тщательно эти требования были соблюдены в ходе выдачи лицензии, может как раз надзорный орган. Иными словами, надзор проверяет не только качество работы самого поднадзираемого, но еще и качество работы лицензирующего органа, выдавшего ему лицензию. И, наоборот, когда происходит отзыв лицензии, фактически здесь еще и контроль за качеством надзора: действительно ли все предыдущие надзорные мероприятия были применены. Это очень важный принцип разделения, избежание конфликта интересов, поскольку если в одном лице соединяются функции и надзирающего и лицензирующего органов, получается, что функции взаимного контроля ретушируются и практически теряются. Рука руку моет.

Это же в частности и относится к страховому рынку России, поскольку сейчас обсуждается закон о страховом надзоре в России.

Что происходило с денежным обращением во Франции и одна из причин, почему так высока роль государства в кредитной системе? Достаточно сильно подвергался колебаниям франк. Вообще девальвации были многократные, и только после Второй Мировой Войны серьезная девальвация французского франка происходила 161 раз. Хотя говорят, что французы безалаберные, тем не менее регулирование на финансовом рынке у них, пожалуй, наиболее четкое. Конечно, регулировался размер маржи, предельные величины процентных ставок по кредитам и депозитам. Это регулировалось и регулируется сейчас во многих странах. Причем до 1984 г. существовала специализация по срокам кредитов и депозитов: выдавались отдельные лицензии на операции по привлечению депозитов и выдаче кредитов на различные сроки. Т.е. достаточно специфическое регулирование. В этой связи банки разделялись на:

– Депозитные банки, которые выдавали краткосрочные ссуды

– Деловые банки или банки для сделок. Фактически это банки, которые занимались инвестициями, вложениями в капитал и долгосрочными ссудами. Эта деятельность объединялась.

Во Франции примерно 400 банков, 200 кредитных кооперативов, 400 сберкасс, 20 касс муниципального кредита и 30 специализированных кредитных учреждений. Последние 4 относятся к последнему подуровню кредитной системы. И еще 6 архипелагов – это похоже на итальянскую систему, но еще более гроздевая структура. 6 гроздей вокруг 4 крупнейших депозитных, т.е. коммерческих банков. Это:

– BNP

– Сredit Lionnee

– Societe Generale

– Credit Commercial de France

Это 4 крупнейших, теперь универсальных КБ, хотя изначально они возникали не как инвестиционные, а как банки краткосрочных депозитов. И известный на весь мир своей агрессивностью Paris Bank и не менее агрессивный BNP, который слился теперь с государственным крупнейшим банком сельскохозяйственного кредита Credit Agricole. Именно BNP является одним из двух непримиримых переговорщиков, которые блокируют все новации реструктуризации по ГКО и требуют суверенного дефолта для России. Второй – First Boston.

Paris Bank постоянно со всеми сливается: то со Societe Generale, то с Credit Lionnee. То они все втроем сливаются.Если это слияние произойдет, то это будет действительно крупнеший банк мира, наиболее универсальный. Но договориться они пока между собой не могут.

Государственная доля в кредитной системе Франции достаточно высока, превышает 50% по всем основным трем параметрам (доля в капитале, доля в депозитах и кредитах, доля служащих). Но при этом, тот же Credit Lionnee постоянно то приватизируется, то национализируется, каждый раз утверждается, что это необходимо для повышения его эффективности. Сейчас идет волна его приватизации, но как говорят специалисты это не на долго.

Вообще французские банки сейчас переживают не лучшие времена. Они постоянно пытаются с кем-то слиться, укрупняться,хотя они и так не маленькие на международном рынке, но их рейтинги почти полтора года неуклонно понижаются. Считается, что это следствие не самой эффективной их деятельности, причем прибыльность их снижалась почти в течение последних 10 лет. А примерно 10 лет назад началась первая волна приватизации франц. банков, а до того времени достаточно сильное государство, т.е. такой прямой взаимосвязи здесь нет. доход на капитал за 19995 год во франц.банках был 5%, у британских – 20%, американских –15%, т.е. инвестиции во франц.банки были почти в 4 раза менее доходными. Эта тенденция в общем сохраняется. Bank заключил стратегический альянс с Dresden Bankом, и в принципе этот альянс считается положительным. В частности, он был заключен для работы на рынках Восточной Европы, поэтому в России, если вы встретите, то встретите VNB-Dresden. Но лидирующищую роль в этом альянсе, несмотря на то, что в основном материальную часть вкладывает VNB, но управление и торговая марка сохраняются, в основном, Dresden.

Банк Франции был основан Наполеоном в 1800 г. как частная акционерная компания, причем Наполон сам был основным акционером. Неудивительно, что в 1848г. ему была дана монополия на эмиссию банкнот (франков). В течение 20 в. он просто составлял подразделение правительства. Причем Минэкономики, а не Мнистерство финансов, регулирует деятельность Французского Банка. Он был исследовательским центром по проблемам денежного рынка. Формально независимость была предоставлена принятием закона о банке Франции в 1993 г. и то под давлением Европейского Сообщества, но все равно независимость достаточно формальна. Управляющий и два зама назначаются пожизненно, а остальных 7 членов совета назначают министр экономики (пятерых) и министр финансов. Прямые кредиты правительству Банк Франции продолжает предоставлять, ежегодный лимит этих кредитов устанавливается парламентом, хотя на всех съездах французы говорят, что невозможно, чтобы дефицит бюджета покрывался кредитами ЦБ.

Банк Франции также размещает займы правительства, казначейские займы и привлекает депозиты госорганов, т.е. ведет чисто депозитную деятельность.

Присутствие государства в секторе КБ, на более низком уровне банковской системы. Оно очень высокое. Сейчас превышает 60%.

Вообще было 3 маштабных волны национализации:

– 36-37 гг. после очередных кризисов

– после войны в 45 г.

– 82-86 гг.

К концу 86г. госсектор в банковской сфере доминировал. Более 90% занятых от общего числа занятых в банковской сфере, более 90% депозитов и более 85% выдаваемых кредитов. При этом из оставшихся 10-15% 7% депозитов и 10% кредитов приходилось на иностранные банки. Т.е. к 86г. частного банковского сектора практически не было. Однако решили, что это не прилично, не конкурентоспособно, не эффективно, и стали усиленно приватизировать банки. В 86-87гг. пошла быстрая приватизация. При этом в среднем показатели эффективности и прибыльности приватизированных банков примерно за 3-4 года снизилась на 50%. Здесь характерный пример неэффективности приватизации банковского сектора. Но, правда, шла приватизация банков со своими проблемами и, в основном, деньги, полученные в результате приватизации, шли либо в бюджет, либо на покрытие долгов и восстановление капитализации банков, абсолютного увеличения капитализации не происходило.



Категория: Новости. Дата публикации: 23 Февраль, 2010.