Господствующий стиль управления необходимо изменить


Господствующий стиль управления необходимо изменить. Но система не может понять себя сама, и поэтому изменения должны исходить извне. Эта глава демонстрирует взгляд со стороны — своего рода линзу, которую я называю системой глубинных знаний. Здесь излагается теория, помогаюая понять принципы функционирования организаций, в которых мы работаем.

Первый шаг. Первый шаг — изменение отдельного человека. Это изменение дискретно. Оно проистекает из понимания системы глубинных знаний. Изменившись, один человек привнесет новый смысл в свою жизнь, во все события, числа, взаимодействия между людьми.

Как только человек поймет систему глубинных знаний, он начнет применять ее принципы в отношениях с другими людьми. У него появится основа для оценки собственных решений 1 Значительная часть этой главы подготовлена усилиями доктора Варвары Лоутон. Она автор диаграммы на с. 97. Я также глубоко благодарен доктору Инде Бакаитис за ее помоь.

и трансформации организации, к которой он принадлежит. Изменившись, человек:

¦ будет подавать пример другим;

¦ станет хорошим слушателем;

¦ будет постоянно учить других людей;

¦ поможет людям отказаться от привычных практик и убеждений и принять новую философию без чувства вины за прошлое.

Компоненты системы глубинных знаний. Система глубинных знаний состоит из четырех взаимосвязанных компонентов. Это:

¦ понимание системы;

¦ знание об отклонениях;

¦ теория познания;

¦ психология.

Чтобы понять и применить любой из этих компонентов, не обязательно досконально изучить один или все из них. Важно знать 14 пунктов (см. гл. 2 Out of the Crisis) для менеджеров в сферах промышленности, образования и государственного управления, которые естественным образом проистекают из применения этого внешнего знания, призванного изменить и оптимизировать господствуюий на Западе стиль управления.

Предварительные замечания. Различные компоненты системы глубинных знаний, которую мы предлагаем вашему вниманию, невозможно разделить. Они взаимодействуют друг с другом. Так, знание психологии неполно без знания отклонений. Менеджер отдела кадров должен помнить, что все люди разные. Это не оценка людей. Он должен понимать, что производительность труда каждого человека зависит от системы, в которой он работает, а значит, от руководства. Психолог, хотя бы в обих чертах 85 V понимаюий теорию отклонений, которую мы рассмотрим в эксперименте с красными бусинками (см. главу 7), больше не станет оценивать людей.

Можно до бесконечности приводить примеры неразделимости психологии и теории отклонений (статистической теории). Например, количество бракованных изделий, которые выявляет инспектор, зависит от объема работы, представленной ему (на это обратил внимание Гарольд Ф. Додж из Bell Telephone Laboratories ее в 1926 году). Инспектор, который боится кого-то наказать незаслуженно, может пропустить изделие, выходяее за установленные границы (Out of the Crisis, с. 266). На с. 265 той же книги рассказывается об инспекторе, которая, пытаясь сохранить рабочие места для 300 человек, сознательно указывала долю бракованных изделий ниже 10%. Она боялась за людей.

Учитель, не желаюий кого-то несправедливо наказать, может из жалости перевести в следуюий класс ученика, который на самом деле не дотягивает до необходимого уровня.

Страх приводит к ложным цифрам. Первым страдает гонец, принесший плохую весть. Если на кон поставлено сохранение определенной должности, любой человек будет сообать боссу только хорошие новости. Комитет, назначенный президентом компании, включит в отчет только то, что президент желает увидеть. Разве посмеют они поступить по-другому?

Человеку хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле. Он может сообить на собеседовании, что читает New York Times, хотя в действительности он обожает желтую прессу.

Статистические расчеты и прогнозы, основанные на ложных цифрах, ведут к путанице, раздражению и неверным решениям. Показатели производительности труда, которые базируются на бухгалтерской отчетности, заставляют работников гнаться за целевыми объемами продаж, доходами и расходами, т. е. манипулировать процессами, лестью и невыполнимыми обеаниями, а также уговаривать покупателя совершить ненужную ему покупку (Н. Thomas Johnson. Relevance Regained. — The Free Press, 1992).

Поэтому каждый лидер или менеджер должен изучать психологию людей, психологию группы, психологию обества и психологию изменений. Ему также необходимо знать об отклонениях, условиях стабильности системы, обих и особенных причинах отклонений, чтобы эффективно управлять системой в целом и человеческими ресурсами в частности (см. главы 6-10).

Понимание системы Что такое система? Как мы увидели в главе 3, система — это взаимодействие отдельных компонентов, работаюих вместе для достижения обей цели. У системы должна быть цель. Кроме того, системой нужно управлять.

Взаимозависимость. Чем сильнее компоненты зависят друг от друга, тем больше потребность в коммуникации и сотрудничестве между ними, а следовательно, тем больше потребность в обем управлении. На рис. 9 показано как изменяется степень взаимозависимости в различных сферах деятельности.

Неспособность руководства понять взаимозависимость между компонентами в сочетании с управлением целями приносит большие потери. Усилия различных подразделений компании, выполняюих свою работу, не суммируются — они взаимозависимы. Одно подразделение в стремлении достичь своих целей может ¦убить» другое подразделение. Питер Друкер хорошо разъяснил этот момент2.

Примером хорошо оптимизированной системы будет оркестр. Музыканты не играют соло, а внимательно прислушиваются друг к другу. Они собираются, чтобы поддержать друг друга. Никто из них не стремится к славе лучшего сольного исполнителя в стране. Так, каждый из 140 музыкантов Королевской филармонии в Лондоне поддерживает остальных 139 коллег. Звучание оркестра оценивают слушатели; при этом роль играет не известность исполнителей, а то, что у них получается в результате. Дирижер, как руководитель, ¦’ Peter Drucker, Management Tasks, Responsibilities, Practices. —Harper Row, 1973.

V следит за тем, чтобы музыканты были единой системой и поддерживали друг друга. В этом и заключается цель коллектива, а также источник радости от работы для исполнителей и дирижера.

В главе 3 мы приводили пример, когда отдел командировок экономил на билетах и при этом суественно снижал производительность труда командированного сотрудника. Точно так же отдел закупок в компании может легко сэкономить на первичной стоимости, но вызовет огромные потери в будуем.

Основа для переговоров. Основой для переговоров между людьми, отделами, профсоюзами и руководством, между компаниями, компонентами или странами должен быть наилучший вариант для всех заинтересованных сторон. Выиграть должен каждый. Но результаты переговоров сойдут на нет, если какая-то сторона нарушит договоренность в погоне за личной выгодой.

Знание об отклонениях Жизнь — это отклонение. Между людьми, результатами, услугами, продуктами всегда будут различия. Что они могут рассказать нам о процессе и его участниках?

Должен ли учитель что-то знать об отклонениях от так называемой нормы? Мистер Гиро Хакерборд отправил свою шестилетнюю 88 дочь в школу. Через несколько недель она принесла записку от учительницы, сообавшую ужасную новость: в классе уже было две контрольные работы, и по обеим — маленькая девочка показала результат ниже среднего. Учительница предупреждала родителей, что в будуем их ждут проблемы. Родители некоторых других детей также получили такие записки и расстроилась. Они хотели бы поверить словам мистера Хакерборда, что подобное сравнение ничего не означает, но боялись. Были и другие записки. Например, один малыш показал результаты выше среднего в обеих контрольных: «Будьте готовы к тому, что в вашей семье растет гений». Или: ¦Ваша дочь хорошо проявила себя во время первого теста, но “съехала” во втором…» Малышка запомнила, что она хуже других выполнила оба теста. Это известие сильно на нее повлияло. Она была унижена и расстроена. Но родители перевели девочку в другую школу, воспитываюую в детях уверенность в себе. Ребенок постепенно оправился от потрясения.

А что, если бы девочка так и не «ожила*? Ее жизнь была бы испорчена. Сколько маленьких детей получили подобные удары и никто им не помог? Это не известно.

Учитель так и не заметил, что примерно половина учеников показали результаты ниже среднего, а вторая половина — выше среднего. У половины населения этого района анализ крови говорит о повышенном уровне холестерина. С этим ничего нельзя поделать.

Когда данные указывают на стабильность пррцесса, каким может быть распределение результатов? Как только процесс переходит в состояние статистического контроля, его потенциал поддается измерению. Процесс, который не подлежит статистическому контролю, невозможно измерить: его «поведение» непредсказуемо.



Категория: торговля. Дата публикации: 17 Январь, 2010.