Группа компаний


Итак, напомним, что основная цель создания управляющих компаний холдингов — это максимизация прибыли для акционеров, а значит — управление портфелем бизнесов, его эффективностью, обеспечение финансирования, управление взаимоотношениями с внешней средой (государство, другие заинтересованные стороны и т.д). Исследование показало, что управляющие компании успешных холдинговых структур и групп компаний не демонстрируют единства поведения на рынке в плане управления стратегиями «дочек» и «внучек», однако существует 4 базовых роли управляющих компаний, которые связаны как с участием ее в процессе стратегического менеджмента, так и с определенными взглядами на управление инвестициями. Приведем и кратко опишем эти 4 роли (табл. 2).

Управляющая компания не пытается координировать деятельность бизнес-единиц или добиваться синергетических эффектов, к примеру, АФК Система

Могут быть как компании с взаимосвязанными направлениями бизнеса, так и нет, однако в таких компаниях много внимания уделяется единству методологии управления стратегией и навыкам членов рабочих групп по разработке стратегии. Российским примером такой компании может служить группа компаний «Эконика» (обувь, строительство, инструменты)

Часто это компании с несколькими взаимосвязанными направлениями бизнеса либо единой для всех компаний обслуживающей БЕ, к примеру, сбытовым подразделением или НИиОКР, к примеру, в компании Unilever есть ресечерская компания, обслуживающая все направления бизнеса

Часто это компании, развивающие одно направление бизнеса и имеющие ряд подразделений в различных регионах, к примеру, British Airways

Как видим, оператор демонстрирует наибольшее вовлечение в процесс разработки и реализации компаниями холдинга их стратегии — бизнес-единицы не обладают возможностью самостоятельно разрабатывать стратегию, на втором месте по степени вовлечения выступает стратегический контролер. Если вмешательство управляющей компании-оператора в процесс стратегического планирования в организации носит систематический и существенный характер (обязательное участие в процессе разработки стратегии), то стратегический контролер лишь регулярно аудирует разработанную компаниями холдинга стратегию в целях обеспечения максимального синергетического эффекта и предлагает отдельные доработки. Стратегический архитектор — выверяет бизнес-логику стратегий компаний холдинга и иногда предлагает дополнительные стратегические инициативы.

Так как ранее в курсе стратегического менеджмента не было раскрыто понятие синергии, введем его в данной теме. Синергия — это эффект, при котором объединение различных частей (в данном случае — организаций) в единую систему дает больший результат, нежели сумма результатов организаций при условии, что они функционируют обособленно.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.