Групповое интервью (фокус-группы)


«Качественные» интервью можно организовать в виде группового собеседования. Такой тип интервью получил название фокус-группы. Фокусированное интервью в группе впервые было разработано Робертом Мертоном и его коллегами во время Второй мировой войны, когда они исследовали эффективность воздействия фильмов антифашистской направленности на население и, в частности, на призывников в армию. Однако широкое применение метод фокус-групп получил только в 1980-е годы.

При проведении группового интервью исследователь выступает в роли модератора.

Фокус-группа, или групповое интервью, проводится в свободной форме по предварительно разработанному сценарию. Участники не знакомы с содержанием сценария фокус-группы. Оно известно только модератору — профессиональному ведущему, под руководством которого проходит обсуждение. Сценарий фокус-группы — это набор вопросов, предлагаемых для обсуждения. Содержание плана определяется степенью формализации фокус-группы. Структурированная фокус-группа предполагает работу модератора по заранее подготовленному путеводителю. Полуструктурированная фокус-группа проходит по так называемому гибкому или эскизному путеводителю, который существенно корректируется в зависимости от реакций участников. В редких случаях путеводитель отсутствует вообще. Это, как правило, применяется в пилотных (пробных) исследованиях. Обычно обсуждаются только четко определенные аспекты темы исследования. Задача исследователя — объяснить участникам цель проведения интервью, помочь им преодолеть скованность и начать, а впоследствии — и контролировать, процесс обсуждения. При этом очень важно найти золотую середину между поощрением активности участников и постановкой новых вопросов, что должно привести к более полному раскрытию темы исследования. На протяжении всей дискуссии исследователь должен четко контролировать ход вещей. Совместное обсуждение исследуемых вопросов может вылиться в высокопродуктивный поток данных, которые остается только зафиксировать. Но если между участниками не будет достигнуто согласия, может возникнуть ситуация, в которой будут доминировать один или два участника на фоне пассивного большинства. В этом случае вам придется решать две задачи; поощрять участие в дискуссии всех членов группы и направлять дискуссию в нужное русло. Чтобы поддерживать обсуждение в нужном русле и при этом вести необходимые записи, нужен высокий уровень мастерства. Несмотря на все отмеченные трудности, этот подход имеет свои неоспоримые преимущества:

1. Наличие нескольких участников позволяет услышать одновременно несколько точек зрения, а также обсуждение их самими собеседниками.

2. Группа участников может генерировать сразу несколько идей и сразу же обсудить их, что позволяет исследователю глубоко проникнуть в изучаемую тематику.

3. Участники имеют возможность обсудить между собой разные точки зрения.

4. Групповое интервью позволяет за более короткий срок ознакомиться с мнением многих людей. При определенных условиях здесь можно ставить вопрос о репрезентативности выборки. Особенно это актуально, когда выборка составляется на основании четко определенной генеральной совокупности, что, безусловно, повышает возможность генерализации результатов исследования.

Групповые интервью проводят также с целью идентификации ключевых вопросов, которые впоследствии будут исследованы с помощью анкетирования. Такой подход предполагает, что групповое собеседование должно иметь четко определенную

направленность. Участвующие в таком интервью группы называются фокус-группами. Фокус-группа — это качественный метод сбора информации, способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Цель такого исследования — определить реальное отношение и взгляды людей по тому или иному вопросу. Чаще всего фокус-группы используются для реализации следующих целей: генерирование идей; проверка гипотез для количественных исследований; подготовка инструментария для количественных исследований; интерпретация результатов количественных исследований; изучение особенностей поведения отдельных групп людей.

Размер группы определяется различными факторами. Обычно число участников в группе находится в пределах от четырех до восьми (но их может быть и больше), объединенных по какому-то признаку, например, руководители отделов. Оптимальным числом участников фокус-группы является 7-10 человек. При большем количестве из них выделяется подгруппа активных участников (те же 7-10 человек), которые реально участвуют в дискуссии, остальные же являются пассивными слушателями. Как показывает практика, при меньшем количестве людей само исследование превращается в набор индивидуальных интервью. Говоря об использовании фокус-групп в сфере управленческих исследований, необходимо, прежде всего, отметить, что фокус-группа позволяет выявить не направленность того или иного выбора респондента, а саму мотивацию, набор объяснительных схем, которыми респонденты описывают собственное поведение. Следует особо подчеркнуть, что в данном случае речь не может вестись о «правильных» или «ошибочных» схемах. Важно, чтобы респонденты самостоятельно описывали собственные мотивы, а не выбирали из предложенного перечня. При подготовке к проведению групповых интервью целесообразно прислушаться к следующим советам практиков. Если приглашение к участию в групповом интервью будет воспринято сотрудниками организации как распоряжение руководства, то часть предполагаемых участников попросту проигнорирует мероприятие, а собранные данные едва ли можно будет классифицировать как надежные. Известно, что большинство участников охотно использует возможность высказаться по тому или иному поводу. Но если приглашение к участию в интервью они восприняли как принудительное мероприятие, то для завоевания доверия членов группы модератор должен уделить особое внимание процедуре знакомства с

участниками, чтобы оно послужило гарантией сохранения конфиденциальности полученной от них информации. Такая ситуация чаще всего складывается, когда исследование заказано самой организацией, а приглашение к участию в дискуссии рассылается на фирменном бланке или адресовано менеджерам соответствующих подразделений. В этом случае нужно быть предельно избирательным при формулировке текста приглашения. В процессе группового интервью может проявиться негласный отказ членов группы от сотрудничества. Причинами могут стать недостаточный уровень их доверия к исследователю, наличие в одной группе сотрудников с разными служебными статусами, а также доминирование одного или нескольких членов группы. Первые две проблемы можно устранить на уровне составления группы — достаточно отбирать в группу людей, имеющих одинаковое служебное положение и одинаковый опыт работы. Поэтому необходимо планировать несколько интервью, ориентированных на различные «уровни» сотрудников. В случае доминирования одного или нескольких участников, нужно постараться снизить активность одних членов группы и повысить активность других. Это можно сделать несколькими способами, например, почаще обращаться с вопросами к пассивным участникам:

А что по этому поводу думаете Вы, Андрей? Либо более конкретно: Андрей, каким образом согласуется последнее утверждение Игоря с тем, что Вы нам рассказали? Если попросить членов группы высказаться относительно утверждений доминирующего участника, то это поставит его в положение слушателя: Ирина, что вы думаете об этом высказывании Сергея? Исследователь должен постоянно видеть, что респонденты понимают высказывания друг друга, и стремиться понять точку зрения каждого выступающего. Для этого периодически просите участников пояснить значение того или иного термина или понятия, а также периодически останавливайте дискуссию, обобщая полученную информацию.

Требования к месту проведения группового интервью и запись информации

Особое внимание нужно уделить месту проведения собеседования и расположению участников. Интервью лучше проводить «на нейтральной территории». Если местом встречи является, например, офис руководителя подразделения, некоторые участники не смогут свободно чувствовать себя во время работы группы. Они должны быть уверены, что собеседование никто не прервет или посторонний не подслушает их.

Каждая фокус-группа длится в среднем от 1,5 до 3 часов в зависимости от обстоятельств. Большая продолжительность нежелательна из-за чрезмерной усталости ее участников. Допускается в середине сессии делать перерыв на 10-15 минут, в ходе которого при необходимости готовится дополнительный стимулирующий материал (как правило, это карточки с некими терминами или названиями, выявленными по ходу группы). Перерыв необходим в том случае, если фокус-группа длится более 1,5 часа. Основное требование к месту проведения фокус-групп — это создание комфортных условий для участников. Это должно быть достаточно просторное, хорошо проветриваемое и освещенное помещение, однако слишком большое помещение также нежелательно. Оптимальным будет наличие специально оборудованной комнаты, непосредственно предназначенной для проведения фокус-группы. Посреди комнаты должен стоять стол или несколько столов, составленных вместе. Идеальным вариантом будет наличие круглого стола, чтобы каждый участник сидел лицом к центру круга. При наличии стола прямоугольной формы во главе должен сидеть модератор (ведущий) и/или его (ее) помощник. Стол необходим по нескольким причинам. Во-первых, по ходу фокус-группы участникам часто приходится что-то записывать, заполнять анкеты, рисовать, раскладывать стимулирующий материал (карточки с названиями или рисунками, фотографии и т.п.). Вторая причина менее очевидна, но не менее важна — несмотря на то, что проведение фокус-группы предполагает выражение участниками своего мнения, от них, все же, не требуется такой глубины внутреннего раскрытия, какая бывает, например, в ходе групповой психотерапии. Стол в данном случае создает своеобразную преграду, позволяющую участнику чувствовать себя психологически защищенным. Запись информации При организации группового интервью всегда открытым остается вопрос ведения записей, поскольку одновременно управлять процессом и записывать высказывания участников предельно сложно. Справиться с этой проблемой можно двумя способами: проводя интервью вдвоем: пока один человек проводит интервью, другой ведет записи. Если интервьюер один, то записи необходимо сделать сразу после окончания интервью, иначе некоторые сведения будут забыты. Ведя записи, желательно фиксировать информацию о том, в чем проявилось взаимодействие различных членов группы во время интервью. Это может оказаться полезным. фиксация всего происходящего с помощью аудио – и/или видеотехники.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.