Группы рисков


Планируя выход на международные рынки, компаниям необходимо учитывать различные риски, которые могут привести к осложнению входа на определенные рынки (длительный период вхождения в рынок, дополнительные затраты), а также последующей деятельности на этих рынках (возникновение дополнительных затрат, потеря прибыли, ухудшение позиции на рынке и т.п.). Можно выделить четыре группы рисков:

Рис. 2. Типы рисков.

Риски экономического характера. Россия входит в лидирующую десятку стран, против которых было принято максимальное число антидемпинговых мер и заградительных пошлин (на первом месте Китай). Экспортерам приходится учитывать жесткие сертификационные требования, санитарные нормы и прочее. Нетарифные барьеры входят в число наиболее серьезных препятствий, которые приходится распознавать и обходить, так как зачастую они имеют неофициальный характер и преодолевать их бывает практически невозможно. Япония, например, добилась успеха в разработке широкого диапазона таких мер защиты, продолжая, отрицать как само их существование, 1058 так и то, что они фактически являются препятствиями. Для некоторых экспортеров требования к ответственности производителя, установленные в США, также рассматриваются как нетарифные барьеры, равно как и множество законодательных актов Европейского Союза, которые могут быть интерпретированы подобным образом сообществом за его пределами. Наличие таких преград требует тщательной оценки, так как они легко могут уничтожить даже самые прекрасные рыночные возможности.

Риски политического характера. Компаниям нужно быть готовым к тому, что такие факторы как, например, бюрократические барьеры и коррупция могут значительно увеличить срок вхождения компании на выбранный рынок, а также привести к прямым финансовым потерям. А такие факторы как негативное изменение социальнополитической обстановки в принимающей стране и ухудшение межгосударственных отношений могут стать для компании причиной потери рынка сбыта (в случае экспорта) или даже собственности (в случае совместного предприятия или зарубежного предприятия в полной собственности).

Риски поведенческого характера. Эти риски связаны с непониманием компанией поведения зарубежных потребителей и тех факторов, которые воздействуют на это поведение (прежде всего культурных особенностей принимающих стран). Зачастую компании закрывают глаза на различия, существующие между предпочтениями и поведением потребителей «домашнего» и иностранных рынков, из-за неоправданной опоры менеджеров на свои культурные ценности, опыт и знания как основу для принятия решений о методах работы на иностранных рынках и ощущения, что «наша» культура или «наша» фирма лучше всех знают, как делать дела. Этот феномен получил название «болезнь самоэкстраполяции». Результатом такого подхода может стать невостребованность продукции компании иностранными потребителями.

Риски технологического характера. Могут заметно усложнять деятельность компании на рынках принимающих стран, поскольку, например, уровень развития инфраструктуры в стране будет непосредственно влиять на физическое распространение продукции, на возможность коммуникаций с выбранной целевой аудиторией принимающей страны, а также на издержки, связанные с осуществлением логистических и маркетинговых функций.



Категория: маркетинг. Дата публикации: 4 Март, 2010.