Инструменты и методы управления качеством


Анализ выгод/затрат. Основной выгодой от реализации системы качества является сокращение объема переделок и исправления дефектов, что означает повышение производительности, снижение издержек и рост степени удовлетворенности участников проекта. Аксиомой управления качеством является утверждение, что выгоды от повышения качества должны превышать затраты на обеспечение деятельности по управлению качеством в проекте.

Сравнительный анализ проектов. Одним из методов обнаружения областей, в которых возможны улучшения, связанные с качеством проекта, является сравнение показателей эффективности подобных проектов.

Методы построения диаграмм. В планировании качества используются диаграммы разных видов. В качестве примера приведем диаграмму Ишикавы (диаграмма причин и последствий), а также диаграммы бизнес-процессов в различных нотациях.

Анализ чувствительности. Методика, позволяющая определить, какие переменные оказывают наибольшее влияние на параметры эффективности проекта и качество продуктов проекта.

Выходные материалы процесса планирования качества План управления качеством. Определяет действия команды проекта по реализации политики обеспечения качества. В терминах ИСО 9000 он описывает систему качества проекта, т.е. организационную структуру, распределение ответственности, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для реализации управления качеством.

Операциональные определения. Операциональные определения задают, что именно и каким образом будет учитываться процессом контроля качества. Например, недостаточно просто сказать, что выполнение графика является показателем качественного менеджмента. Должно быть указано, будут ли контролироваться даты начала работ или только даты их завершения, будут контролироваться все работы или только выпуск отдельных продуктов, и если да, то каких именно и т.д.

Контрольные листки. Контрольные листки представляют собой инструмент, позволяющий убедиться, что выполнен некоторый набор необходимых действий. Они могут быть оформлены как в повелительном наклонении (сделать то-то и то-то), так и в вопросительном (сделали ли вы это и это).

Входные материалы для других процессов. В ходе планирования качества может выявиться необходимость проведения дополнительных работ в других областях.

Обеспечение качества проекта Обеспечение качества включает всю плановую, систематическую деятельность в рамках системы качества проекта, направленную на обеспечение соответствия проекта требуемым стандартам.

Мероприятия по обеспечению качества могут проводиться как командой проекта и специальным внутренним подразделением компании (внутреннее обеспечение качества), так и со стороны заказчика и прочих участников проекта (внешнее обеспечение качества).

Входные материалы для процесса обеспечения качества · План управления качеством · Оценки качества, полученные в ходе контрольных мероприятий. Оценки, полученные в результате проверки качества и представленные в формате, пригодном для сравнения и анализа.

· Операционные определения Инструменты и методы для обеспечения качества Инструменты и методы, рассмотренные в разделе «Планирование качества».

Аудит качества. Представляет собой подробный обзор всей деятельности по управлению качеством с целью обнаружить положительный опыт, который может быть применен для повышения эффективности выполнения данного проекта, а также других проектов, выполняемых компанией. Аудит качества может проводиться как регулярно, так и произвольно, как внутренними аудиторами, так и внешними.

Выходные материалы процесса обеспечения качества Мероприятия по совершенствованию качества. Совершенствование качества подразумевает выполнение действий, направленных на повышение эффективности проекта, и ведет к дополнительным выгодам для участников проекта. В большинстве случаев реализация такого рода действий требует составления запроса (запросов) на изменения и его обработки в соответствии с принятой в проекте системой управления изменениями.

Контроль качества: инструменты и методы для контроля качества Контроль качества включает контроль результатов проекта на предмет их соответствия требуемым стандартам и идентификацию путей устранения причин, вызывающих нежелательные отклонения от требований стандартов.

Входные материалы для процесса контроля качества:

· Результаты работ. Сюда входят как выходные материалы различных процессов, так и продукты проекта;

· План управления качеством;

· Операциональные определения;

· Контрольные листки.

В практике проектного управления используют, как правило, следующие инструменты:

· Инспекции. Включают такие действия, как тестирование, испытания и пр.

Инспекции могут проводиться на разных уровнях (т.е. объектом инспекции могут быть как результаты отдельной работы, так и какие-либо продукты проекта в целом).

· Контрольные диаграммы. Представляют собой графическое представление результатов того или иного процесса во времени. Процесс считается «контролируемым», если отклонения в результатах его выполнения вызываются только нерегулярными, случайными событиями.

· Диаграммы Парето. На диаграммах этого типа показывается перечень причин брака, упорядоченный по количеству единиц брака, порожденных каждой из причин.

· Выборочный контроль. Данные методики предусматривают проведение инспекций не всех объектов, а только тех, которые попали в выборку. Зачастую это позволяет снизить затраты на проведение процесса контроля качества.

· Анализ тенденций. Используется математический аппарат, позволяющий строить прогнозы о дальнейшем развитии проекта на основе анализа его выполненной части, а также выполненных ранее проектов-аналогов.

Выходные материалы процесса контроля качества · Мероприятия по совершенствованию качества.

· Решения об утверждении. Продукты, подвергнутые инспекции, могут быть приняты или признаны непригодными (в этом случае потребуется доработка).

· Доработки. Это действия, направленные на то, чтобы довести продукт, признанный не удовлетворяющим всем требованиям, до достаточного уровня качества. Доработки, особенно неожиданные, являются одной из основных причин перерасхода бюджета проекта и срыва сроков. Поэтому одной из основных задач управления качеством является снижение количества доработок.

· Заполненные контрольные листки. Будучи заполнены и проанализированы, контрольные листки становятся частью архива проекта и могут быть использованы в дальнейшем в работах по сходным проектам.

· Корректировки бизнес-процессов. При необходимости по результатам контроля качества могут быть внесены изменения в некоторые бизнес-процессы. Эти изменения осуществляются в соответствии с принятой в проекте системой управления изменениями.



Категория: управление. Дата публикации: 8 Март, 2010.