Интервью. Типы по степени структурирования


Интервью — это целенаправленная дискуссия между двумя и более людьми, которую проводят с целью сбора практически значимых и надежных данных, необходимых для получения ответа на контрольные вопросы и достижения целей исследования. Интервью может помочь уточнить формулировку контрольных вопросов, и даже цели исследования. Понятие «интервью» может означать несколько типов сбора данных. Это особенно важно понимать, поскольку тип проводимого вами интервью должен строго соответствовать формулировке контрольных вопросов и целей исследования, а также согласовываться с избранной исследовательской стратегией. Интервью могут быть предельно формализованными и структурированными с отдельным набором опросных листов для каждого участника или быть неформальными и неструктурированными, то есть проводиться в форме обычной беседы. Между этими полюсами находятся все типы интервью, которые в той или иной мере имеют признаки, как первых, так и вторых. Один из наиболее часто используемых способов классификации интервью состоит в рассмотрении степени их формализации и структурирования. По этому классификационному признаку различают следующие типы интервью: структурированные; частично структурированные; неструктурированные.

Структурированные интервью являются стандартизованными и проводятся с использованием анкет, содержащих заранее составленные и идентичные для всех участников вопросы. Интервьюер читает вопросы анкеты, а полученные ответы заносит в стандартизованную форму, как правило, в виде заранее оговоренных кодов. Ричард Борзов, старший партнер ЗАО «Мир Профессионалов», так выразил свое мнение о том, что есть структурированное интервью: «Когда вам задают вопросы в определенной

последовательности, никак не связанной с вашими ответами… По сути это то же тестирование, только не вы читаете вопросы, а вам их читают вслух (или озвучивают по памяти)». Используются структурированные интервью при проведении «количественных» исследований, так как в большинстве случаев каждый ответ респондента оценивается по 5-ти или 10-балльной шкале. Примерный перечень вопросов, которые задают HR-менеджеры (управляющие человеческими ресурсами) на собеседовании с кандидатами на вакантную должность, вариант анкеты интервьюера и пример оценки личных качеств респондента представлены в Приложении 3. Частично структурированные и неструктурированные интервью являются нестандартизованными и предназначены для проведения «качественных» исследований. При проведении частично структурированных интервью исследователь должен иметь список тем для обсуждения или вопросов, на которые хочет получить ответы, причем эти темы и вопросы в процессе собеседования могут меняться. Это означает, что некоторые вопросы можно опускать, если того требуют, например, особенности организации, в которой проводится исследование. Порядок вопросов в таком случае можно менять в зависимости от того, в каком направлении развивается беседа. В случае необходимости исследователь также может задавать новые вопросы, особенно если его интересуют аспекты, связанные с особенностями работы той или иной организации. Такая природа интервью предполагает запись данных или использование диктофона. Неструктурированные интервью всегда неформальны. Их проводят тогда, когда нужно глубоко изучить область исследования. Именно поэтому их часто называют глубинными интервью. Исследователь при этом не имеет какого-либо заранее составленного перечня вопросов, но должен иметь четкое представление о проблемах, которые ему необходимо изучить. Участник имеет возможность свободно обсуждать различные события, модели поведения, точки зрения, так или иначе связанные с темой интервью. Поэтому такой тип интервью часто называют информативным, поскольку его направление в основном определяет участник.

Типы интервью по способу взаимодействия

Типологию качественных интервью можно описать исходя из способа взаимодействия исследователя и участника. Например, интервью может быть индивидуальным, для его проведения можно назначить личную встречу с участником или поговорить по телефону. При проведении частично структурированных или неструктурированных интервью, желая более глубоко проникнуть в суть проблемы, можно организовать групповые беседы.

Каждый из описанных типов интервью используется для решения определенных задач. Структурированные, или стандартизованные, интервью обычно используют для проведения опросов с целью сбора данных, которые в дальнейшем будут подвергнуты количественному анализу. Частично структурированные и неструктурированные (или нестандартизованные) интервью организуют для проведения качественных исследований, главной задачей которых является не исследование характеристик процесса или явления как такового, а изучение его механизмов. В рамках одного исследования можно использовать несколько типов интервью. Например, на первых этапах количественного исследования можно проводить нестандартизованные интервью для идентификации переменных. Полученные при этом данные впоследствии могут быть использованы для составления анкеты или подготовки структурированного интервью. Частично структурированные интервью проводятся для изучения новых аспектов, выявленных в результате анкетирования. Более того в рамках одного интервью пользоваться приемами, присущими различным его типам: первая часть интервью может быть структурированной и направленной на получение информации о фактическом положении дел, тогда как целью второй, частично структурированной, может быть объяснение происходящего. Кроме того, частично структурированные и неструктурированные интервью можно использовать для проверки практической значимости и надежности данных, собранных посредством анкетирования.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.