Искажающая переменная


Искажающей переменной называется посторонняя (не интересующая исследователя) переменная, которая, оказав влияние на исследуемую переменную, может повлиять на сделанные из данного исследования выводы.

Предположим, что исследователь хочет выяснить, влияет ли использование оптических увеличительных приборов различных типов на точность сборки часов.

Если он будет изучать этот вопрос на часовой фабрике (в полевых условиях), то вероятнее всего, что различные испытуемые будут работать в различных условиях освещенности, шума, социального взаимодействия и стиля руководства.

Различные условия работы испытуемых на часовой фабрике являются искажающими переменными. Они влияют на остроту зрения и степень сосредоточенности испытуемых, а эти факторы, в свою очередь, влияют на точность сборки часов.

Поэтому будет трудно определить, в какой степени наблюдаемые различия в точности сборки были вызваны использованием различных увеличительных приборов.

Если исследователь выберет другой вариант решения, то он может изучать процесс сборки часов в лаборатории университета, предназначенной для исследования поведения, где можно контролировать потенциальные искажающие переменные. В этих условиях можно получить более ясную картину фактических различий в выполнении работы, которые связаны с использованием увеличительных приборов разных типов. С другой стороны, “условия работы” в этом случае будут очень сильно отличаться от реальных, и возникают основания для сомнений в том, что выводы, полученные в лаборатории, будут справедливы и на часовом заводе.

Пример со сборкой часов позволяет сделать следующий вывод: преимущества и недостатки лабораторных или полевых условий проведения исследования вступают в резкое противоречие между собой, и выбор тех или иных условий может быть очень трудным. Многие исследователи считают, что лучше не выбирать какой-либо один вид условий, а комбинировать их таким образом, чтобы можно было использовать преимущества условий каждого вида.

В нашем примере можно использовать следующую комбинированную стратегию:

провести контролируемые наблюдения в лаборатории и наблюдения в реальных условиях на часовой фабрике, а затем сравнить полученные данные. В этом случае исследователь может более уверенно делать выводы о том, какие увеличительные приборы наиболее эффективны для повышения точности сборки часов.

Методы наблюдения (“Как проводить наблюдения?”)

Классическим методом, посредством которого ученые проводят наблюдения, является лабораторный эксперимент (или в последнее время – полевой эксперимент). Однако экспериментирование – это не единственный способ проведения научных наблюдений.

Исследователь “от науки” или исследователь-менеджер может находиться в определенной обстановке, просто наблюдать и записывать интересующие его данные, то есть проводить полевые наблюдения.

Другими способами сбора данных являются использование вопросников или данных, полученных другими ученым. Эти методы называются “исследование с помощью опроса” и “исторические исследования” соответственно. Наряду с экспериментом и полевыми наблюдениями они являются основными методами сбора данных об организационном поведении.



Категория: управление. Дата публикации: 27 Февраль, 2010.