Как сделать понятным Ваше выступление?


1. Будьте уверены в том, что Вам самим понятно все, что Вы хотите сказать.

Для этого просто необходимо прорепетировать выступление – послушать самого себя или предложить Вашим друзьям либо членам семьи присоединиться к выступлению.

2. Используйте в своей речи вопросы: кто? что? где? когда? почему? как?

3. Знакомьте с контекстом.

4. Показывайте взаимосвязь слов и идей.

5. Объясняйте неизвестные вещи при помощи известных.

- Используйте сравнения.

Пока мы не знаем, на что новая для нас вещь похожа, и чем она отличается от остальных знакомых нам вещей, мы не можем ее понять.

- Учите от известного к неизвестному.

Наш мозг воспринимает только ту информацию, о которой что-то знает.

6. Избегайте специальных терминов или объясняйте их.

Обязательно давайте определения специальным терминам, для того, чтобы слушатель знал, что Вы имеете в виду, используя их.

Одно непонятное слово делает непонятным фразу. Непонятная фраза может сделать непонятным весь Ваш речевой посыл.

Для многозначных слов вводите рабочие определения.

Рабочие определения – наделение слова смыслом, в котором он будет использоваться.

Типы объяснений а) показать, частью чего является рассматриваемый предмет, к какой категории он относится:

синхронизатор – деталь коробки передач;

б) показать синоним и антоним:

замарать – значит запачкать; противоположность – очистить;

в) привести пример.

7. Используйте наглядность.

8. Будьте конкретными.

Собака – овчарка.

Здание – трехэтажный дом.

9.Общие категории сопровождайте конкретными примерами.

«В Китае –1,5 млрд. людей. Каждый пятый человек на Земле – китаец».

«Вы сможете больше зарабатывать. – Ваш доход будет 200$ в день, 4800$ в месяц».

10. Повторяйте Ваши главные мысли.

11. Не затрагивайте много вопросов сразу.

12. Используйте иллюстрации.

13. Заканчивайте кратким резюме.

Иллюстрация Иллюстрация – это что-то, что делает понятным смысл Ваших заявлений и утверждений.

Иллюстрации делают речь ясной, интересной, живой.

Принципы использования иллюстраций 1. Используйте подходящие примеры.

2. Используйте понятные примеры. Не используйте иллюстрации, которые придется объяснять/интерпретировать.

3. Используйте иллюстрации, заслуживающие доверия.

4. Факты в иллюстрациях подавайте точно 5. Используйте краткие примеры.

6. Старайтесь подобрать яркие примеры.

Виды иллюстраций 1. Наглядные пособия.

2. Аналогии с окружающим миром.

3. Истории из жизни.

Существует 2 эффективных способа иллюстрирования.

1. ПРИМЕР 2. ИСТОРИЯ Например, зерно… Однажды мой друг… Точно так же дети… Это случилось со мной… Посмотрите на полевые лилии… У одного человека было два сына… Отличия примера от истории 1. Пример воздействует на сознание человека, помогая найти аналогию.

2. История воздействует на сознание, а также и на эмоции.

3. История вовлекает человека в сюжет, тем самым оставляя глубокое впечатление.

4. Обычно после речи люди запоминают истории, поэтому их надо подбирать очень точно и готовить очень тщательно.

Где взять иллюстрации к вынашиваемому Вами выступлению? Рассмотрим несколько источников идей относительно иллюстраций.

· Окружающий мир § Живая и неживая природа (камень, лилии…) § Животный мир (птицы, лисицы…) § Вещи и здания (дом на камне, запачканная одежда…) § Жизни людей (бедная вдова…) · Книги, газеты, фильмы, проповеди и т.п.

· Воображение · Личная жизнь.

Примеры из личной жизни лучше всего оживляют речь и показывают ее связь с действительностью. Но если человек чрезмерно концентрируется на себе, это будет вызывать раздражение – не хвалите себя много, не критикуйте себя много, не говорите только о себе.

Применение Итак, перейдем к рекомендациям по применению Применение показывает, что делать с полученной информацией.

Применение – это самая главная часть выступления.

Именно эта часть демонстрирует связь темы выступления с жизнью и объясняет, что оратор хочет от слушателя.

В процессе подготовки публичного выступления именно возможности и рекомендации по применению продумываются в первую очередь, а потом подбираются другие элементы.

Правила подготовки рекомендаций по применению 1. Информация и применение должны быть сбалансированы ( цель – 50% информации/, 50% применения).

2. Каждый пункт выступления должен вносить вклад в основное применение.

3. Применение должно развиваться по схеме: общее – конкретное сиюминутное Какие аргументы или словесные посылы будут работать?

1. Проверенные.

2. Оказавшие некогда либо оказывающие сейчас влияние на самого выступающего.

3. Соотносящиеся с особенностями жизни/работы и нуждами слушателей.

Мотивация Как добиться того, чтобы люди делали то, к чему Вы их призываете?

Нужно использовать мотивацию.

Мотивация – это причина и движущая сила на пути достижения цели.

Чтобы люди пошли к той цели, которую Вы им показали, необходимо их мотивировать. Слово «мотив» и происходит от латинского moveo – "двигаю".

Этапы мотивирования 1. Выявляем потребности аудитории.

2. Показываем, как удовлетворить эту потребность – это мотив, который превращается в цель.

3. Говорим, что надо сделать: даем рекомендации по использованию озвученных рецептов.

Эта схема взята из теории деятельности. Выглядит она так:

Давайте вспомним, что мотивирует различных людей.

Одним важнее признание, другим – безопасность, третьих волнует исполнение своего предназначения или воля Божья.

Потребности могут быть осознанными и неосознанными, истинными и навязанными. Они также делятся по различным уровням – от биологических до духовных.

К разным людям нужен разный подход.

Если потребности сидящих перед Вами слушателей Вы выявили правильно, и Ваши ремы ими восприняты позитивно, в завершении основной части выступления можно усилить Ваше воздействие на аудиторию, выбрав в качестве кульминации, к примеру, призыв к выполнению того действия, которого Вы жаждете добиться от аудитории, Если описывая ремы Вы, скорее всего, говорили о проблемах в той или иной области, то в кульминационной части основного тела Вашего выступления Вы уже переходите к рекомендациям, инструментам улучшения ситуации, поддерживая позитивный настрой слушателей.

Внимание Теперь поговорим о такой психической функции, как внимание.

Именно с вниманием связана тема интереса. На протяжении всего выступления оратору надо бороться за внимание слушателей. Это похоже на лошадь с двумя уздечками. В одну сторону тянут отвлекающие факторы, в другую – оратор.

Проблема внимания, интереса, отвлекающих факторов относится к таким частям нашей темы, как закон жажды, крючки, вступление, языку мимики и жестов.

Итак, какие могут быть отвлекающие факторы?

Внешние: шум, движение, усталость тела, боль. Внешние по отношению к сознанию.

Внутренние: травмирующие события, незавершенные дела, грусть, мечты, ожидание важной встречи, непогашенная сигарета, невыключенный утюг.

Именно это наполняет сознание людей перед Вашим выступлением. И держит их внимание.

Каким бывает внимание? Разным, но мы будем использовать всего два термина произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное – срабатывает автоматически. «Ой, полетело…» Произвольное – требует усилия воли. «Это надо услышать».

Когда мы создаем «жажду», то подключаем произвольное внимание. Человек понимает, что ему это надо слушать и слушает.

Как задействовать непроизвольное внимание?

Есть такая информация, которую сложно не слушать. Мозг сам реагирует. Иногда нужно себя останавливать.

Вы знаете, что это за информация?

Это «крючки», или различные приемы поддержания внимания. Как только Вы начинаете их использовать в речи, «пробуждаются даже спящие».

Конечно, еще очень важно, как именно говорить и как именно вести себя при этом.

Как поддерживать интерес к речи на протяжении всего выступления?

1. Новые факты об известном.

- Мало кто знает, что Винни-Пух – дальний родственник трех медведей из сказки «Три медведя», а волк, который съел Красную Шапочку – брат – близнец волка из «Трех поросят»… – Оказывается, рождение Иисуса было не в 0 году нашей эры, а в 4 до н.э… 2. Конкретные факты – В начале декабря 2002 года, в Якутии, в 50-тиградусный мороз вышло из строя отопление в целом районе… 3. Движение, или динамика – Машина резко остановилась. Из двух передних дверей выбежали двое и кинулись в подъезд. Через 30 секунд они вылетели обратно, неся тяжелую сумку. В это время на другой стороне улицы остановился микроавтобус… Навыки публичных выступлений Рабочая тетра Рабочая тетрадь дь Учебник 29 / 59 – Мысли одна за одной пролетали у него в сознании. Я опоздал, и она уже мертва. Не может быть, я только пятнадцать минут назад слышал ее по телефону. «Ты всегда опаздываешь, когда ты нужен». Нет, на этот раз у меня были причины… 4. Драматизм – Он должен был уехать и знал, что никогда не вернется сюда. Каждый уголок напоминал ему о прошлом… – В то время, когда сладкий сон уносит нас от реальности, погружая в блаженную негу, тысячи людей замерзают и страдают от голода и болезней.

Многие вынуждены спать на улице, потому что их дом разрушила война… 5. Человек интересуется собой Обращаясь к водителям:

- Я слышал, что человек, управляющий автомобилем, испытывает особое чувство. Чувство контроля и власти, чувство отрешенности…

6. Истории из жизни людей – Один мой друг, когда ходил на тренинги публичных выступлений… 7. Что-то, затрагивающее воображение – Представьте себе восход солнца на море. Вы сидите на берегу. Волны, накатываясь, чуть касаются ваших ног, а на горизонте появляется первый луч. Через 10 минут вы видите краешек солнца, через 20 – уже половину диска, а через полчаса вы видите, как оно, оторвавшись от воды, начинает свое дневное шествие по бескрайнему небу… 8. Борьба – Все думали, что он уже проиграл. Но неожиданно в его голову пришла новая мысль, и их спор продолжился с новой силой. Противник был очень осведомлен по тому вопросу, о котором они спорили. Но наш герой мыслил оригинальней, и это мешало загнать его в угол… 9. Контрастирующие идеи или противопоставления – Когда в Америке ночь, у нас день, когда в Америке воруют, у нас начинают расследования, когда в Америке идут в ночной клуб, у нас пытаются спасти жизнь упившемуся, избитому и ограбленному ночному гуляке. Мы совсем разные, и мы абсолютно одинаковые… 10. Юмор 11. Недосказанность 12. Вопросы 13. Интерес заразителен 14. Будьте заинтересованны сами, когда рассказываете – Мой знакомый очень любил вкусно поесть. И однажды он отправился в китайский ресторан. Ему подали несколько блюд и палочки. И вдруг он заметил, что на одной из тарелок…                Как рассказывать истории Плавно мы подошли к историям. Истории универсальны. Они могут быть частью объяснения, частью применения, «крючком», аргументом.

Проверено, что после выступления запоминаются в основном истории. Поэтому необходимо подбирать истории к Вашим главным ремам.

Польза историй · Привлекают внимание.

· Помогают разъяснить тему или принцип.

· Помогают подтвердить тему или принцип.

· Помогают продемонстрировать, как истина может быть применена.

· Оживляют Ваше выступление.

· Предоставляют островок отдыха для аудитории.

· Запоминаются.

Истории надо уметь рассказывать. Самое заурядное событие может стать полной драйва историей. Для этого необходимо рассказывать ее по плану.

Примерный план истории 1. Порядок.

2. Нарушение порядка.

3. Вина или обязанность, вызванная нарушением порядка.

4. Расплата.

5. Очищение.

6. Восстановление порядка.

(3,4,5 пункт – по желанию).

Главное порядок: жили-были, все хорошо… Нарушение порядка: но враги напали… Восстановление порядка: мы боролись и победили/проиграли!

Помните:

Анализируйте Ваши истории: являются ли они историями или просто примерами.

Все истории живут в настоящем времени и погибают в прошедшем (употребляйте глаголы в настоящем времени).

Если вы говорите: мы пошли туда, сделали то, аудитории смотрит на это со стороны. Если Вы говорите: мы идем туда, делаем то, аудитория участвует, находится там, внутри истории и ближе к Вам.

Чем ближе история к автору, тем сильнее она влияет на аудиторию.

Умение задавать вопросы и отвечать на них Какова роль вопросов в привлечении внимания аудитории?

· вопросы будят сознание;

· вызывают на диалог;

· привлекают внимание;

Поэтому хорошему оратору просто необходимо их уметь задавать.



Категория: Новости. Дата публикации: 9 Март, 2010.