Какими бывают вопросы?


Открытые – можно дать много разных ответов.

Закрытые – ответ да/нет или конкретный один ответ.

Тестовые – предлагается несколько вариантов ответа, и аудитории нужно выбрать верные.

Риторические – не требующие ответа или те, на которые отвечает сам оратор.

Не везде уместен любой вопрос.

Если хотите быстро вывести слушателя на нужную Вам мысль, задавайте закрытые вопросы, если хотите дать подумать, поучаствовать – открытые, хотите просто держать в напряжении – риторические.

Если хотите проверить понимание, можно использовать тестовые.

Хорошо, если каждая Ваша рема сначала звучит в форме вопроса.

Умение отвечать на вопросы аудитории – это также важная компетенция хорошего оратора.

Правило номер один – не спешите отвечать.

Вы можете попросить слушателя переформулировать либо повторить вопрос, скорее всего он будет сформулирован более четко и ясно.

Повторите вопрос так, как Вы его поняли сами.

Если вопросы по теме, но слушатель что-то прослушал, попросите ответить других. Это поможет усвоению.

Если Ваш слушатель не понял или сомневается – спросите, как он сам думает. Если это не помогает, коротко ответьте.

Когда вопрос задан глупый, провоцирующий, не по теме, Вы всегда можете ответить: «Спасибо за вопрос или это очень важный вопрос, я отвечу на него в конце или после выступления».

Если вопрос задали тихо, его лучше повторить, чтобы все слушатели услышали.

Ответы на вопросы не должны «конкурировать» по продолжительности со всем выступлением – они должны быть достаточно лаконичны и емки.

Если в аудитории Вам попался чрезмерно словоохотливый задаватель вопросов, его вполне можно направить, произнеся: «Итак…», «Таким образом…»  Если Вам сразу задали с десяток вопросов, Вы всегда можете определить регламент ответов, попросив аудиторию задавать вопросы по одному. Свой призыв к последовательному задаванию вопросов можно и повторить, если с первого раза аудитория его не восприняла.

Если Вы предполагаете, что аудитория будет задавать Вам неудобные и провокационные вопросы, можно предвосхитить их: «Готов/а ответить на Ваши каверзные и «острые» вопросы». Это снимает напряжение и ставит слушателя в ситуацию взаимодействия, а не конфликта.

Если Ваша аудитория, действительно, поставила Вас в тупик, не стесняйтесь признать это, сконцентрировав внимание слушателей не на своей растерянности, а на задавшем этот вопрос, к примеру «Вы, действительно, загнали меня в угол…».

И, самое главное, Вы как оратор должны поблагодарить аудиторию за вопросы – жестом, взглядом, словами – «отличный вопрос», «такого смелого/креативного вопроса мне еще не задавали…» и прояснить для себя, удовлетворены ли Ваши слушатели ответами.

Если же Ваша аудитория молчит и не стремится Вас ни о чем спрашивать, Вы можете сказать «Ну, пора прощаться, если вопросов нет». Но будет ли это удачным завершением Вашей презентации?

Как правило, именно первый вопрос из зала задать очень сложно, и аудиторию можно к этому подтолкнуть, · попросив кого-либо из знакомых задать Вам вопрос;

· выделив слушателя, который проявил какую-либо двигательную активность (как правило, это свидетельствует о желании задать вопрос);

· помогая слушателю превратиться в «говорителя», произнести «Итак, первый вопрос….»;

· подсказывая аудитории, опираясь на свой предыдущий опыт: «Часто в аудитории мне задают такой вопрос…», «До начала презентации мне задали следующий вопрос…».

При подготовке к выступлению необходимо попытаться спрогнозировать, какие именно вопросы Вам смогут задать, и уделить достаточно внимания заготовке возможных ответов. Опытные ораторы способны угадать до 75% вопросов от своей будущей аудитории.



Категория: Новости. Дата публикации: 9 Март, 2010.