Какими должны быть «грамотные» сценарии


Результаты проектов по разработке сценариев развития демонстрируют 10 ключевых характеристик, обладая которыми сценарии развития могут считаться грамотно построенными.

1. Сценарии должны разрабатываться обязательно в контексте основной задачи, стоящей перед организационными стратегами (шаг 1).

2. Сценарии должны быть достаточно просты для понимания, обсуждения и запоминания всеми участниками рабочей группы.

3. Сценарии должны разрабатываться интерактивно с тем, чтобы максимально выявить все заблуждения участников рабочей группы и повысить креативный потенциал разработчиков.

2857

4. Для разработки сценариев необходимо выделить достаточно времени, чтобы участники имели возможность обдумать и обсудить в неформальной обстановке свои первоначальные идеи или, возможно, привлечь экспертов или найти дополнительную информацию. По опыту Шварца, среднее время работы над сценариями составляет порядка 2-х месяцев.

5. Не следует концентрироваться на простых альтернативах, к примеру «Высокий, средний и низкий уровень грамотности населения». Каждый сценарий должен базироваться на своей логике.

6. Сценарии не должны отбираться по принципу «самый понравившийся» или «наиболее вероятный». Сегодня сценарии развития — это способ организационного научения, поэтому не стоит концентрироваться на оценке степени вероятности наступления тех или иных обстоятельств. Сценарии разрабатываются именно для того, чтобы увидеть несколько «картинок будущего», в каждой из которых присутствует как отрицательное, так и положительное начало.

7. Сценариев не должно быть слишком много, они не должны быть «хорошими» или «плохими».

В одном из государственных институтов США были разработаны 10 возможных сценариев развития, но оценить их различия в плане спектра необходимых управленческих решений не представлялось возможным, поэтому их количество было сокращено до 3. Практика показывает, что 4 сценария — это максимальная граница, определяемая человеческими способностями запоминания. Критично для успеха проекта нивелировать попытки отдельных членов рабочей группы классифицировать сценарии на хорошие и плохие — задача проекта не выбрать оптимальное решение, а дать возможность увидеть возможные варианты будущего организации в контексте изменения внешней среды.

8. У каждого из сценариев должно быть запоминающееся название — это может быть строка из песни или популярного фильма, стихотворения, географическое либо историческое название.

9. У каждого из сценариев должен быть свой ответственный — менеджер, который будет отвечать за коммуникации и информирование всех членов организации. Желательно, чтобы он участвовал и в разработке сценария.

10. Должны быть выделены достаточные ресурсы для информирования работников о разработанных сценариях. Практика показывает, что сначала необходимо протестировать сценарии на небольшой фокус-группе, и уже затем — вовлекать более широкие массы в процесс обучения через информирование о возможных сценариях развития — это могут быть и ролевые игры, и обращение от имени работника или руководителя компании «из 204Х года».



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.