Результаты проектов по разработке сценариев развития демонстрируют 10 ключевых характеристик, обладая которыми сценарии развития могут считаться грамотно построенными.
1. Сценарии должны разрабатываться обязательно в контексте основной задачи, стоящей перед организационными стратегами (шаг 1).
2. Сценарии должны быть достаточно просты для понимания, обсуждения и запоминания всеми участниками рабочей группы.
3. Сценарии должны разрабатываться интерактивно с тем, чтобы максимально выявить все заблуждения участников рабочей группы и повысить креативный потенциал разработчиков.
2857
4. Для разработки сценариев необходимо выделить достаточно времени, чтобы участники имели возможность обдумать и обсудить в неформальной обстановке свои первоначальные идеи или, возможно, привлечь экспертов или найти дополнительную информацию. По опыту Шварца, среднее время работы над сценариями составляет порядка 2-х месяцев.
5. Не следует концентрироваться на простых альтернативах, к примеру «Высокий, средний и низкий уровень грамотности населения». Каждый сценарий должен базироваться на своей логике.
6. Сценарии не должны отбираться по принципу «самый понравившийся» или «наиболее вероятный». Сегодня сценарии развития — это способ организационного научения, поэтому не стоит концентрироваться на оценке степени вероятности наступления тех или иных обстоятельств. Сценарии разрабатываются именно для того, чтобы увидеть несколько «картинок будущего», в каждой из которых присутствует как отрицательное, так и положительное начало.
7. Сценариев не должно быть слишком много, они не должны быть «хорошими» или «плохими».
В одном из государственных институтов США были разработаны 10 возможных сценариев развития, но оценить их различия в плане спектра необходимых управленческих решений не представлялось возможным, поэтому их количество было сокращено до 3. Практика показывает, что 4 сценария — это максимальная граница, определяемая человеческими способностями запоминания. Критично для успеха проекта нивелировать попытки отдельных членов рабочей группы классифицировать сценарии на хорошие и плохие — задача проекта не выбрать оптимальное решение, а дать возможность увидеть возможные варианты будущего организации в контексте изменения внешней среды.
8. У каждого из сценариев должно быть запоминающееся название — это может быть строка из песни или популярного фильма, стихотворения, географическое либо историческое название.
9. У каждого из сценариев должен быть свой ответственный — менеджер, который будет отвечать за коммуникации и информирование всех членов организации. Желательно, чтобы он участвовал и в разработке сценария.
10. Должны быть выделены достаточные ресурсы для информирования работников о разработанных сценариях. Практика показывает, что сначала необходимо протестировать сценарии на небольшой фокус-группе, и уже затем — вовлекать более широкие массы в процесс обучения через информирование о возможных сценариях развития — это могут быть и ролевые игры, и обращение от имени работника или руководителя компании «из 204Х года».
Какими должны быть «грамотные» сценарии
Результаты проектов по разработке сценариев развития демонстрируют 10 ключевых характеристик, обладая которыми сценарии развития могут считаться грамотно построенными.
1. Сценарии должны разрабатываться обязательно в контексте основной задачи, стоящей перед организационными стратегами (шаг 1).
2. Сценарии должны быть достаточно просты для понимания, обсуждения и запоминания всеми участниками рабочей группы.
3. Сценарии должны разрабатываться интерактивно с тем, чтобы максимально выявить все заблуждения участников рабочей группы и повысить креативный потенциал разработчиков.
2857
4. Для разработки сценариев необходимо выделить достаточно времени, чтобы участники имели возможность обдумать и обсудить в неформальной обстановке свои первоначальные идеи или, возможно, привлечь экспертов или найти дополнительную информацию. По опыту Шварца, среднее время работы над сценариями составляет порядка 2-х месяцев.
5. Не следует концентрироваться на простых альтернативах, к примеру «Высокий, средний и низкий уровень грамотности населения». Каждый сценарий должен базироваться на своей логике.
6. Сценарии не должны отбираться по принципу «самый понравившийся» или «наиболее вероятный». Сегодня сценарии развития — это способ организационного научения, поэтому не стоит концентрироваться на оценке степени вероятности наступления тех или иных обстоятельств. Сценарии разрабатываются именно для того, чтобы увидеть несколько «картинок будущего», в каждой из которых присутствует как отрицательное, так и положительное начало.
7. Сценариев не должно быть слишком много, они не должны быть «хорошими» или «плохими».
В одном из государственных институтов США были разработаны 10 возможных сценариев развития, но оценить их различия в плане спектра необходимых управленческих решений не представлялось возможным, поэтому их количество было сокращено до 3. Практика показывает, что 4 сценария — это максимальная граница, определяемая человеческими способностями запоминания. Критично для успеха проекта нивелировать попытки отдельных членов рабочей группы классифицировать сценарии на хорошие и плохие — задача проекта не выбрать оптимальное решение, а дать возможность увидеть возможные варианты будущего организации в контексте изменения внешней среды.
8. У каждого из сценариев должно быть запоминающееся название — это может быть строка из песни или популярного фильма, стихотворения, географическое либо историческое название.
9. У каждого из сценариев должен быть свой ответственный — менеджер, который будет отвечать за коммуникации и информирование всех членов организации. Желательно, чтобы он участвовал и в разработке сценария.
10. Должны быть выделены достаточные ресурсы для информирования работников о разработанных сценариях. Практика показывает, что сначала необходимо протестировать сценарии на небольшой фокус-группе, и уже затем — вовлекать более широкие массы в процесс обучения через информирование о возможных сценариях развития — это могут быть и ролевые игры, и обращение от имени работника или руководителя компании «из 204Х года».