Каково влияние оценок


Каково влияние оценок? Ответ: унижение для тех, кто не получил самый высокий балл или высший ранг. Унижение деморализует человека. Оно деморализует даже отличников или обладателей самых высоких рангов.

Как ужасный пример я могу привести рекомендацию Департамента статистики, принятую в октябре 1991 года.

5 20

4 30

3 30

2 20

Всего 100 Именно преподаватели статистики и именно в школах бизнеса должны лучше разбираться в этом. Они обязаны учить нас, почему жесткое ранжирование — это неправильно.

Образование в соответствии с моделью победитель—победитель. Наши дети ходят в школу, учат историю, английский язык. Но они не учат, что у слова «человек» два значения. Первое — родовое (мужчина) а второе — нейтральное, от «человечество», «человечность». Они изучают географию как массив сухой информации, например названия столиц 50 штатов. Если бы география дополнялась сведениями по экономике, истории, социологии и антропологии, она была бы интересной и давала бы знания (а не просто информацию). Например, Миннеаполис стал столицей, потому что это центр навигации. Галифакс, Квебек, Монреаль и Виннипег также имеют отличительные особенности.

Современные школы не воспитывают гражданской ответственности в форме победитель—победитель. Вместо этого ученики выходят из школы с уверенностью, что все базируется на конкуренции, что деление людей на победителей и побежденных неизбежно. Нужно бороться, чтобы победить; нужно голосовать за кандидата, который обеает больше благ для родного города избирателя, не понимая, что это приведет к модели победитель — побежденный, что кто-то проиграет.

Примеры влияния оценок, золотых медалей, призов.

1. Письмо женины, которая прослушала мой четырехдневный семинар:

«Вы говорили об уербе, который приносит нашим детям система оценивания и конкуренция. Я помню, как мой сын (сейчас он учится на первом курсе Университета штата Флорида) пошел в первый класс. Он учился в маленькой частной школе в Новом Орлеане. В школе проводилась ежегодная научная ярмарка. Ученики от шестого класса и выше готовили проекты, ученики младших классов могли участвовать по желанию. Мой сын-первоклассник решил выполнить проект. Он придумал и сделал всю работу самостоятельно. Он принес ее в школу в день ярмарки. Он гордился собой и с нетерпением ждал, когда его проект выставят на стенде. Сын специально бегал в школу вечером, чтобы увидеть его. Некоторые проекты были отмечены ленточками. А наш — нет. Одни проекты выиграли, а мой мальчик проиграл. После этого он не выполнил ни одного научного проекта до шестого класса».

2. Письмо двух моих студентов.

«Элфи Кон в своей книге No Contest: The Case Against Competition оспаривает утверждение, что конкуренция необходима, продуктивна и выгодна. Он развенчивает четыре популярных мифа о конкуренции.

1. Конкуренция — неотъемлемая часть человеческой природы.

2. Конкуренция более продуктивна, чем сотрудничество, в достижении успеха.

3. Конкуренция — приятнее.

4. Конкуренция укрепляет характер.

Далее автор переходит к подробному рассмотрению каждого мифа.

У. Эдвард Демин г Целью урока физкультуры должно быть укрепление физического здоровья. Вместо этого ученики большей частью участвуют в спортивных состязаниях. Ученик, у которого нет нужной спортивной подготовки, не получает никакой пользы от физкультуры. Например, в софтболе неспортивного ребенка поставят на правое поле, куда мяч редко залетает; в баскетболе он будет сидеть на скамейке, пока команда не вырвется вперед, и его выпустят на поле только тогда, когда он уже не сможет повлиять на счет. Таким образом, с раннего возраста ребенок с ярлыком «неспортивный» не получает пользы от физкультуры. Даже метод формирования команд предусматривает соревнование, наличие победителей и проигравших. Тренер выбирает капитанов, которые затем набирают команды. Капитаны сначала приглашают лучших игроков, а потом, посоветовавшись со «звездами», набирают и второй состав. Те, кого позовут последними, переживают унизительный опыт оценивания со стороны одноклассников.

Казалось бы, в классной комнате все совсем по-другому. Но нет. Ученики с самого начала получают ярлыки победителей и неудачников. Это сковывает природную мотивацию и убивает радость от учебы. В классе обитатели скамейки запасных боятся поднять руку, чтобы их не осмеяли за неправильный ответ. Страх ошибки не дает ученикам попробовать свои силы. Все качества, которые традиционно (и ошибочно) приписывались конкуренции, на самом деле лучше подходят сотрудничеству. Сотрудничество развивает характер, оно лежит в основе человеческой природы, оно делает обучение более приятным и продуктивным. Наши самые приятные и самые худшие моменты в этой школе бизнеса (Нью-Йоркский университет) 130 связаны с коллективными проектами. Лучшие группы работали сооба, они приносили приятный опыт, давали хороший продукт, завязывалась дружба. Неэффективные группы — это те, члены которых конкурировали друг с другом.

Наш класс так зациклился на оценках, что это убивало все удовольствие от учебы. В вашем классе мы могли задавать вопросы и разрабатывать творческие идеи и теории без конкуренции. Поэтому мы расслабились и легко воспринимали новые знания. Спасибо вам.

3. Письмо о том, как после страха пришла победа.

¦Моя дочь целый месяц носила в школу статью доктора Деминга “О вероятности как основе действия” (American Statistician, v. 29, № 4,1975, p. 146-152), пока не решилась показать ее учителю статистики. В результате в конце семестра он сообил ученикам, что все, чему он их учил, не имело смысла. Они должны понять, что вывод на основе данных — это предсказание; что невозможно определить вероятность ошибки или верность предсказания, что стандартные ошибки и критерии значимости не решают проблему.

4. Не бейте своих детей за низкие оценки. 16 ноября 1990 года газета Washington Post написала, что ПО тыс. детей в Балтиморе принесли домой вместе с табелями записку, в которой школьный совет просил родителей не наказывать их.

Органы власти Балтимора утверждают, что у них нет статистических данных по насилию, вызванному плохими оценками. Но Пеги Майнор, прокурор по делам несовершеннолетних и член городского совеательного комитета по вопросам детей и молодежи, утверждает, что учаение случаев насилия против детей в конце учебной четверти «заслуживает самого пристального внимания».

Эксперимент с красными бусинками Не путайте совпадение с причиной и следствием.

Джипси Ренни Цель настояей главы. В этой главе мы продемонстрируем экспериментальным путем несколько важных принципов. Резюме будет дано в конце главы.

Условия эксперимента. В экспериментах во время моих лекций я играю роль ведуего. «Подготовка ведуего занимает много месяцев, так что я беру эту роль на себя». Добровольцы из аудитории набираются по объявлению, которое приведено ниже.

Материал: 4000 деревянных бусинок, около 3 мм в диаметре, из них 800 красных и 3200 белых. Лопатка с 50 углублениями для 50 бусинок.

Две прямоугольные пластиковые посудины, одна вставляется в другую (для экономии места). В моем оборудовании бусинки (в пластиковом пакете) и лопатка помеаются в малую посудину; малая посудина входит в большую. Я использую инвентарь следуюих размеров:

— большая посудина 20 х 16 х 8 см.

— малая посудина 19 х 13,5 х 6 см.

Входящий материал (4000 красных и белых бусинок) предъявляется слушателям в большой посудине (рис. 17).

Ведуий объясняет, что компания планирует расширение, чтобы начать обслуживание нового потребителя. Новому потребителю нужны белые бусинки; красные он не принимает. К сожалению, входяий материал представляет собой смесь красных и белых бусинок.

Один регистратор, который умеет разборчиво писать, хорошо выполнять математические операции со сложением и делением, сообразительный.

Шесть старательных рабочих выстраиваются справа перед аудиторией.

Добровольцы на должности инспекторов и главного инспектора выходят вперед. Они становятся справа, главный инспектор — между первым и вторым инспекторами.

Регистратор выходит из аудитории и становится лицом к классу. Ведуий объясняет ему, что он получает зарплату, но делать пока ничего не нужно.

Далее ведуий говорит, что в течение трех дней все будут считаться учениками, осваиваюими профессию. Во время обучения они могут задавать вопросы. По истечении трех дней начнется производство, и тогда любые вопросы или замечания будут запреены. Каждому нужно будет просто делать свою работу. Процедуры жестко регламентированы, и любые отклонения непозволительны.

Регистратор записывает имена старательных рабочих, инспекторов и свое имя. Эта запись проецируется на экран, который виден всей аудитории.

Ведуий сообает работникам, что их зарплата зависит от производительности труда. Процедура увольнения при этом очень проста. Нужно просто отойти в сторону и забрать свою плату. На улице несколько сотен желаюих занять освободившееся место. Ведуий объясняет, что он заранее оговаривает эту возможность, потому что один старательный рабочий в Бостоне захотел уволиться до завершения эксперимента. Ему хватило сполна.

Далее ведуий сообает, что норма — 50 бусинок в день на каждого рабочего. Помимо этого, объясняет он аудитории, будет работать два инспектора; каждый из них должен подсчитывать бусинки отдельно и записывать результат на листке бумаги, не и-мея возможности видеть записи своего коллеги.

Шаг 1. Смешивание входяего материала. Нужно высыпать входяие бусинки в меньшую посудину. Взять большую посудину 134 за широкий край и высыпать через угол. Осторожно наклонить большую посудину, не переворачивать и не трясти ее. Пусть поработает гравитация. Вы знаете, что такое гравитация? Гравитация надежна и дешева.

Далее, тем же движением, вернуть бусинки из малой посудины в большую.

Шаг 2. Выборка бусинок. Крепко возьмите лопатку за ручку и опустите ее во входяий материал (бусинки). Теперь поднимите лопатку в горизонтальном положении с наклоном 44°. В каждом ее углублении будет по бусинке.

Шаг 3- Проверка. Отнесите вашу работу инспектору № 1. Он молча запишет на бумаге количество красных бусинок. Потом подойдите к инспектору № 2 с той же лопаткой. Главный инспектор сравнит показания обоих инспекторов. Если они расходятся, возможно, произошла ошибка. Если они совпадают, возможно, тоже произошла ошибка. Главный инспектор отвечает за подсчет. Проверив все ее раз, он громко называет число, а затем отпускает рабочего.

Шаг 4. Запись результатов. Во время обучения регистратор не делает ничего. Как только мы переходим к производству, он выводит на экран количество красных бусинок и объем работы, объявленный главным инспектором. Каждый студент может вести собственные записи и затем составить свою контрольную карту.

Ведуий обраает внимание на слоганы и плакаты (рис. 18). Они должны помочь старательным рабочим.

Ход и уроки эксперимента День первый. Первый день разочаровал ведуего (график на рис. 19). Он напоминает старательным рабочим, что они обязаны производить белые бусинки, а не красные. Ему казалось, что он ясно объяснил это с самого начала.

Здесь мы оцениваем работу по заслугам. Мы награждаем за хорошую работу. Очевидно, что Дэвид, который дал всего 4 красных бусинки, заслуживает премии. Напротив каждого рабочего указаны цифры. Дэвид — наш лучший работник.

Посмотрите на Дэвида. Премия, которую мы ему выдали за хорошую работу, очевидно, вскружила парню голову. Он расслабился и на второй день принес аж 11 красных бусинок.

Очевидно, что Ларри стал серьезнее относиться к своему делу: сегодня у него всего 7 красных бусинок, хотя вчера было целых 12. Поэтому премию как лучшему рабочему мы даем ему.

День третий. Плакаты и бюллетени объявляют, что третий день будет Днем без брака. Звучат фанфары: рядом с флагом компании поднимается национальный флаг, вчера вечером для рабочих была устроена вечеринка с вином и сыром.

Ведуий разочарован, более того, он в отчаянии: День без брака не принес никаких улучшений.

Ведущий напоминает старательным рабочим: руководители следят за цифрами и видят, что расходы по-прежнему превышают доходы. Они предупреждают: если на четвертый день производительность не повысится, фабрику закроют. Ваши рабочие места зависят от вас и только от вас, как я вам и сказал при приеме на работу.

День четвертый. На четвертый день не наблюдается никаких улучшений, лишь ее большее разочарование. Но ведуий объявляет хорошую новость. Кто-то из наших руководителей предложил великолепный план: сохранить фабрику, оставив лучших рабочих. Только подумайте Гениальная идея нашего дорогого руководства. По моему глубокому убеждению, вы должны им гордиться.

Очевидно, лучшие рабочие — это Скотт, Спенсер и Ларри. Они будут работать по две смены. Мы должны сохранить производство. Оставшиеся трое могут получить причитаюуюся им зарплату и уйти. Они сделали все, что могли, мы все им благодарны.

День пятый. Начинается пятый день. Ведуий разочарован результатами. И руководство тоже. Ведуий объявляет, что дирекция, в конце концов, решила закрыть фабрику. Великолепная идея сохранить ее при участии лучших рабочих себя не оправдала.

Лучшие рабочие? Что случилось с великолепной идеей сохранить фабрику при участии лучших рабочих? Руководство надеялось, что они будут трудиться так же хорошо.

Трое рабочих (Скотт, Спенсер и Ларри) когда-то были лучшими. В прошлом они выиграли. Но, сохранив работу, они не оправдали надежд руководства. В будуем они будут работать не лучше трех других рабочих. Из шести старательных рабочих всегда будут трое, чьи результаты окажутся лучше. Однако шансы показать высокую (или низкую) производительность труда в дальнейшем у всех шести рабочих равны.

Управление — это не игрушки; управление — это прогнозирование (как сказал в 1987 году доктор Майкл Твейт).

Размышления старательной рабочей Энн. После того как эксперимент с красными бусинками завершился, старательная рабочая Энн поделилась со мной провокационными идеями. ¦Пожалуйста, запишите все это Запишите точно так, как вы мне рассказали», — умолял я ее. Она написала. Вот ее письмо.

«Эксперимент с красными бусинками (я принимала в нем участие в качестве старательной рабочей) научил меня большему, чем университетский курс по теории статистики. Я знала, что система не позволит мне добиться цели, но мне все равно казалось, что я смогу. Я очень хотела этого. Я так старалась. Я чувствовала свою ответственность: другие люди зависели от меня. Моя логика и эмоции конфликтовали, и это огорчало меня. Логика говорила: преуспеть невозможно. Эмоции говорили, что я должна постараться. Когда все закончилось, я обдумала свою работу. Как часто люди стремятся сделать все возможное в ситуации, когда от них ничего не зависит? И они стараются изо всех сил. Что происходит со временем с их мотивацией, старанием, желанием? Многие опускают руки. К счастью, в большинстве случаев людям требуется только возможность и метод, чтобы приносить пользу».

Что такое «равные условия»? Хороший вопрос для лучшего понимания процесса: что вы имеете в виду под продолжением этого же процесса? Ответы:

¦ те же бусинки. Замените бусинки — результат будет другим;

¦ ту же лопатку. Замените лопатку — результат будет другим;

¦ те же процедуры. Это может означать только того же ведуего. Замените ведуего — и результаты могут оказаться совершенно иными.

К чему приводит замена лопатки? Взглянем на цифры. В разные годы я использовал четыре лопатки; назовем их № 1, № 2, № 3 и № 4, их результаты приведены ниже. X — это совокупный средний показатель для длинной серии экспериментов. С лопатками № 2, № 3 и № 4 использовались новые бусинки.

Лопатка х 1 11.3

2 9.6

3 9.2

4 9.4

Лопатку № 1 сделал из алюминия мой друг в 1942 году. Я пользовался ею в США. С ее помоью я учил японцев. Лопатка № 2 была меньше и легче, чем № 1, ее сделал для меня Билл Боллер из компании Hewlett-Packard. Лопатка № 3 вырезана из яблоневого дерева; это был прекрасный, но немного громоздкий инструмент. № 4 сделали из нейлона в компании ATT Technologies.

Из таблицы видно, что разница между лопаками оутима. Например, если вы платите за 9,2% золы в угле, а получаете 9,6%, вас это не может не беспокоить. Однако никто не в состоянии предсказать, каким будет л: для конкретного совка.

Кумулятивное распределение красных бусинок. На рис. 20 показано распределение красных бусинок для 53 экспериментов.

Рисунок составила мой секретарь Сесилия С. Килиан по состоянию на 11 июня 1992 года. В одном эксперименте было 20 красных бусинок, одна бусинка выходила за верхнюю контрольную границу, установленную для этого эксперимента. Зная процесс, я могу сказать, что в данном случае имел место ложный сигнал, а не свидетельство особой причины.

Ее один урок, который можно извлечь из эксперимента с красными бусинками. Знание доли красных бусинок во входяем материале не может служить основой для прогнозирования доли красных бусинок в выходяем продукте. Бусинки, произведенные старательными рабочими, отбирались не произвольно на их усмотрение, а механически.

Количество красных бусинок Рис. 20. Распределение красных бусинок в 53 экспериментах по состоянию на 11 июня 1992 года 141 У Японские инженеры, прослушав мой восьмидневный семинар в 1950 и 1951 годах, задумались о методе, который они чае всего использовали для отбора проб железной руды из груза. Суть его заключалась в том, что пробы железной руды передаются химику, который оценивает долю железа в руде. На основе полученного результата необходимо было оценить стоимость груза железной руды.

Чае всего железную руду отбирают, нагребая несколько лопаток с верхней части насыпи. Доктор Каору Ишикава, председатель комитета при Союзе науки и техники Японии, заметил, что количество отобранных красных бусинок не отражало доли красных бусинок во входяем материале. Он занялся проблемой отбора проб железной руды, угля, меди и другого сырья, импортируемого в Японию. Комиссия продолжала работать над проблемой. Ниже в таблице представлены некоторые результаты, которые она получила. Обратите внимание на дату — через пять лет после моих первых лекций для инженеров летом 1950 года.

Японские инженеры изобрели новый метод отбора начальных проб. Суть его в том, что во время разгрузки сырья с конвейера берутся пробы методом случайной выборки. Таким образом, каждая частица железной руды, находяаяся на кораблечможет попасть в пробу. Старый метод предполагал отбор проб только с верхней части насыпи.

Сталелитейная компания Yawata 22 декабря 1955 г.

железной руды Кяис.. НИМ * нЯ Дунган Ларап А В 59.95 56,60 55,33 55,30 -4,62 -1,30

С 59,25 5B.Q6 -1,19 Самар D 55,55 50,42 -5,13 Читателю второй метод понравится больше — не только потому, что он дает меньший выход железа, но и по техническим причинам. Новый метод показал на 10% меньше железа для Дунганского 142 месторождения, класс А, и для Самарского месторождения, класс D; на 2% меньше для классов В и С (оба поставляются из Индии). Различие весьма суественно.

Метод, разработанный этим комитетом, прошел определенную доработку и превратился в международный стандарт отбора проб из насыпных материалов.

Результаты эксперимента 1. Система оказалась стабильной. Отклонения и результаты старательных рабочих при неизменности системы были предсказуемыми. Расходы тоже были предсказуемыми.

2. Все отклонения — различия в производительности труда старательных рабочих в процессе выборки красных бусинок и отличия по дням для каждого старательного рабочего — от начала и до конца коренились в самом процессе. Нет никаких свидетельств того, что один рабочий был лучше другого.

3. Выход продукции (белые бусинки) от каждого старательного рабочего поддавался статистическому контролю и был стабильным (см. таблицу на рис. 19). Рабочие делали все, что было в их силах. При сложившихся обстоятельствах они не могли работать лучше. (Принцип, сформулированный доктором Джозефом М.Джураном в 1954 году.)

4. Нам стало известно, что ранжирование людей, команд, продавцов, заводов, подразделений, если оно применяется для оплаты труда по заслугам, деморализует людей, поскольку оно фактически оценивает влияние процесса на людей.

5. Мы узнали, что оплата на основании показателей производительности труда не имеет смысла. Низкая производительность старательных рабочих, которая, в конце концов, стоила им места, целиком и полностью зависела от условий, в которых они работали.

6. Ведуий повышал зарплату на основе заслуг и переводил людей на испытательный срок, что воспринималось как 143 У награда или наказание за высокую или низкую производительность. Однако по сути он награждал и наказывал производительность процесса, а не старательных рабочих.

7. Этот эксперимент — пример плохого управления. Процедуры были жесткими. У старательных рабочих не было возможности предложить тот или иной способ улучшения конечного результата. Неудивительно, что фабрика закрылась, и старательные рабочие потеряли свои места.

8. На работе каждый обязан улучшать систему и тем самым повышать собственную производительность и производительность других людей. Старательные рабочие в эксперименте с красными бусинками стали жертвами процесса. Они не могли, согласно установленным правилам, повысить свою производительность. Замена красных бусинок белыми и повторный набор бусинок категорически запреались.

9. Руководство установило заранее, исходя из собственных соображений, цену белых бусинок.

10. Инспекторы не зависели друг от друга. Это единственное разумное правило во время эксперимента, поскольку мы получили надежную систему проверки. Если бы инспекторы договорились о том, как подсчитывать красные бусинки, мы не могли бы утверждать, что у нас”есть система проверки. Мы могли бы только сказать, что они дают нам цифры.

11. Руководству следовало бы поработать с поставиками, чтобы сократить долю красных бусинок во входяем материале.

12. Информация о доле красных бусинок во входяем материале (20%) не дает оснований для прогнозирования доли красных бусинок в конечном продукте. Объем работы старательных рабочих не определялся случайной выборкой. Это пример механического отбора. Механический отбор ничего не говорит нам о содержимом партии, из которой берутся пробы (см. Out of the Crisis, с. 353). На самом деле 144 количество полученных красных бусинок в каждой партии было случайным.

13. Предположение руководства о том, что трое старательных рабочих, которые лучше всего зарекомендовали себя в прошлом, останутся лучшими и в будуем, оказалось безосновательным. Управление — это предсказание, а не игра.

14. Сам ведуий был продуктом системы. Очевидно, он поддерживал философию руководства. Руководство доверило ему выпускать белые бусинки. Его премия зависела от того, какой продукт произведут его подчиненные — старательные рабочие.

Теперь читатель может поискать красные бусинки в собственной компании и в своей работе.



Категория: торговля. Дата публикации: 17 Январь, 2010.