Кино переезжает в веб


Кабинет, разбитый перегородками. Начальник уламывает маркетолога Еву взять шефство над аксолотлем в корпоративном аквариуме. “Ева, – вкрадчиво гласит шеф, – я желаю показать вам собственного дружка”. За кадром хохочет массовка. Пока идет сериал “Все о Еве”, на дисплее пару раз появляются чипсы Lay’s – их жует героиня и другие персонажи. Их реклама предваряет ролик, а у края окошка видеоплеера висит к тому же баннер Lay’s.

Клик. Женщина идет по зимнему городку под фортепьянный проигрыш. Драматический клип музыканта Moby о жизни наркомана, снятый нью-йоркским документалистом Джессикой Диммо, аккомпанирует реклама освежающего геля для лица Clean & Clear.

Клик. Основная страничка www.tvigle.ru. Тут проанонсировано все, что есть на этом “веселительном портале высококачественного видео”: контент “для парней”, “300 спартанцев” и другие блокбастеры, клипы, мульты. Весь контент аккомпанирует реклама.

На ней и построен бизнес компании Tvigle Media, которая обладает веб-сайтом, – за потребление контента зритель рассчитывается только просмотром рекламы. Практически весь собственный доход Tvigle получает от рекламодателей ($1,7 млн в 2009 году). Но обладатель компании Егор Яковлев настаивает, что слово “media” в заглавии появилось неслучайно – Tvigle.ru не каталог видеоконтента, а настоящее СМИ.

Сотрудники Яковлева сами снимают короткометражки и отрисовывают мульты, выбирают, какое видео анонсировать на главной страничке в прайм-тайм, смотрят за тем, как гости располагают свои ролики и рейтингуют друг дружку. Но для чего Tvigle занимается созданием, если она могла бы просто передавать контент и собирать средства с рекламодателей? Конкретно так поступает самый узнаваемый дистрибьютор видеоконтента, который зарабатывает на рекламе, – Hulu.com (выручка $50 млн в год).

“Медиа более высокорентабельный бизнес, чем чисто архивный либо интеграционный сервис”, – разъясняет свою точку зрения Яковлев.

У него большой опыт в IT-бизнесе. В 1990-х программер родом из Томска пробился на должность менеджера по продукту в крупную компанию – системный интегратор Borland. Позже Яковлев поработал еще в нескольких сверхтехнологичных компаниях, включая Intel, организовывал конференции, вел торговлю. Самый запоминающийся его проект – в компании “Дилайн” (подразделение IBS) он продавал компы под брендом Depo Computers с предустановленной операционной системой. За год ушло 200 000 коробок (каждый 20-й обретенный компьютер в стране).

Скоро гендиректор телекомпании “Амедиа” Александр Акопов пригласил Яковлева развивать направление мобильного контента. Параллельно главным должностным обязательствам Яковлев спродюсировал мульт – пародию на принадлежащий компании сериал “Не родись прекрасной”, – получивший 5 млн просмотров в вебе.

Тогда Яковлев задумался: если видео в вебе собирает такую аудиторию, означает можно строить бизнес на продаже ее рекламодателю. Акопов и обладатель “Амедиа” Леонард Блаватник согласились оплатить опыты подчиненного, но тот уже зажегся мыслью собственного бизнеса и подал заявление об уходе. “Я задумывался о бизнесе, в каком отменная мысль может иметь мультипликатор 1000″, – вспоминает Яковлев.

Он определил задачку: изобрести онлайн-медиа, показывающее видео, и зарабатывать на нем. Был 2007 год, и в мире схожих СМИ еще не было. Яковлев с партнером Павлом Черкашиным, тогда директором Adobe в Рф, вложили $400 000 в создание платформы под выкладывание и показ видео и написали первую версию веб-сайта. Венчурные инвесторы оценили их идею, но они все желали за свои миллионы баксов получить контрольный пакет. Яковлев отрешался: ему надоело работать менеджером.

В конце концов фонд Allianz РОСНО согласился взять 40% акций (по 30% осталось у Яковлева и Черкашина) и вложить в стартап $8 млн. Tvigle начала брать права на показ кинофильмов и телесериалов. Яковлев платит правообладателям фиксированную сумму и процент с маркетинговых доходов. Правда, поглядеть “чужой” контент можно только с местности Рф. Зашедших на веб-сайт из-за границы ожидает табличка: “Если вы видите это сообщение, означает вы в стране, где мы не можем демонстрировать видео. Извините… и добро пожаловать в Россию!”

В 2008 году компания занялась созданием собственного контента. “Веб уменьшает дистанцию меж медиа и зрителем, – ведает Яковлев. – Это меняет форматы. Люди глядят более недлинные, чем на телевидении, и очень персонифицированные истории”. Яковлев нащупывал форму, пробуя различные жанры – от ситкома “Небольшой человек огромного кабинета” до кинофиль



Категория: Развитие бизнеса. Дата публикации: 1 Ноябрь, 2010.