Когда успех основан на обучении


Самое важное для компании – люди. Знания, в конце концов, находятся в головах людей. Это не означает, что капитальные активы не важны. Они жизненно необходимы. Без капитала род людской никогда бы не достиг теперешней экономической мощи. Но совре­менные представления о компаниях связаны с альтернативой: продвижение интересов людей неизбежно ущемляет интересы капитала. Из ориентации на обучение следует, что забота о людях и забота о капитале подкрепляют друг друга.

Все 1980-е я был свидетелем дебатов, регулярно возникавших внутри Shell Group. Как наилучшим образом повысить рентабель­ность капиталовложений? Обычный ответ на высшем админи­стративном уровне: «Накладные расходы должны быть снижены». В Shell, как во всех больших корпорациях, 80% накладных расходов приходится на людей. Итог этих дискуссий был, следовательно, неизбежен: сокращение штатов. После этого наше административное внимание было направлено на выяснение того, как это сокращение может быть осуществлено. Какие функции или регионы следует урезать? Должны ли это быть служебные переводы, добровольные или принудительные увольнения?

Я вспоминаю одинокий голос ревизора компании Яна Маккатчена во время одной такой дискуссии, спросившего: «А как насчет потерь человеческого потенциала, опыта и преданности?» Замечание повисло в воздухе. Не было сделано никакой серьезной попытки учесть потенциал для увеличения будущих доходов, всеобщее внимание было сфокусировано на перспективах немедленного снижения расходов.

В настоящее время подобные дискуссии происходят во многих компаниях, и часто забота о человеческом капитале так же теряется. Вот почему мы нуждаемся в новых идеях относительно измерения успешности в наших компаниях. Со стороны нас оценивают в экономических терминах: возврат на инвестиции и активы. Но внутри компании успех зависит от нашего умения обращаться с людьми: построения и развития устойчивой базы знаний предприятия.

Лично я склонен считать, что именно отличие этих двух определе­ний – экономической компании и обучающейся компании – лежит в основе кризиса, с которым сталкиваются сегодня руководители. Дисбаланс экономики и обучения является одной из ключевых причин, приводящих к удивительно низкой продолжительности жизни компаний в северном полушарии.

С одной стороны, все ученые и эксперты в деле управленческого успеха согласны с экономическим определением. Они полагают, что сердце и сущность компании – экономическая деятельность, которой она занимается, чтобы оставаться живой. По другую сторону находят­ся руководители, которые исходя из собственного опыта считают, что ядром природы их компании, ее сердцем является рабочее сообщест­во, поскольку имеют дело с живой, обучающейся компанией.

Чтобы сделать аргументы в пользу неэкономической компании заслуживающими доверия, необходимо внимательнее посмотреть на обучение в организациях. Каковы связи между идеей «живой компании», самодостаточной сущности, действующей в собственных корыстных интересах, и идеей «обучающейся компании», обладаю­щей чувствительностью к изменениям окружающей среды?



Категория: Новости. Дата публикации: 4 Апрель, 2010.