Когнитивный подход в организационном поведении


Когнитивизм – направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении, Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации.

Другими словами, речь идет о значении “видоспецифичных” свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма – ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.

В отличие от Скиннера и других сторонников главенствующей роли связи “стимул реакция”, Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью “стимулреакция”. Фундаментальным законом научения он считал овладение “знакомгештальтом”, т. е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь “стимул – реакция” носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знакигештальты состоят из “когнитивных карт” (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему “целевым бихевиоризмом”.



Категория: управление. Дата публикации: 28 Февраль, 2010.