Коммуникационная стратегия: процесс формирования


Коммуникационная стратегия: процесс формированияНачальным этапом процесса разработки стратегии маркетинговых коммуникаций является постановка целей коммуникации. В качестве первого шага при определении стратегических коммуникационных целей выделяется определение «коммуникационной проблемы». Кроме того, должна быть четко определена роль маркетинговых коммуникаций в рамках всего комплекса маркетинга в организации. На данном этапе основное внимание концентрируется на сборе и анализе информации, отражающей существующие уровни осведомленности реальных и потенциальных покупателей и их отношение к компании/ее продукции. Данная информация способна помочь в определении текущей позиции компании на рынке, ее сильных и слабых сторон. Кроме того, подобные данные дают представление о разрыве между реальным и желаемым положением компании в представлении потребителей.
Рис. 16. Процесс формирования коммуникационной стратегии


Наличие конкретной количественной информации дает возможность четко определить цели коммуникационной кампании, что впоследствии даст возможность более продуктивно оценивать ее эффективность. К примеру, может быть поставлена следующая цель маркетинговых коммуникаций: «увеличить осведомленность о нашем продукте среди инженеров в химической отрасли с 17% до 65%». Однако поскольку разные каналы маркетинговых коммуникаций различными целевыми аудиториями на разных этапах процесса принятия решения о покупке воспринимаются по-разному, рекомендуется разрабатывать два типа целей маркетинговых коммуникаций: · общие цели маркетинговой коммуникационной стратегии в целом; · цели для каждого конкретного средства коммуникации. Постановка целей требуется для обеспечения двух ключевых маркетинговых функций: более точного определения коммуникационного бюджета и обеспечения ориентира, на основе которого можно оценить проведенные мероприятия. При определении и постановке целей маркетинговых коммуникаций необходимо учитывать следующее: · должно быть обеспечено соответствие коммуникационных целей общей стратегии маркетинга в компании; · цели маркетинговых коммуникаций должны отражать общие долгосрочные цели организации и не выходить за рамки миссии компании; · цели должны быть выполнимы и реалистичны; уже в самой формулировке целей должна содержаться достаточно конкретная информация об ожидаемых результатах коммуникационной кампании. Грамотно сформулированная цель позволит правильно осуществить выбор канала коммуникации, способа коммуникации, содержания коммуникационного сообщения. Следующим этапом разработки стратегии маркетинговых коммуникаций является определение целевой аудитории и утверждение креативной стратегии. В рамках креативной стратегии можно более узко выделить создание коммуникационного сообщения как такового. Особенно важно не ошибиться с тем, какой из атрибутов продукта сделать ключевым в коммуникационном сообщении, на какие потребительские свойства продукта (услуги) следует обращать первоочередное внимание потенциального покупателя. В случае, если в коммуникации делается акцент на атрибут продукта, не имеющий важности для конкретной группы покупателей, говорят о «потерянной возможности». Одним из компонентов процесса создания коммуникационного сообщения является определение структуры рекламного сообщения. Здесь анализируется целый ряд значимых факторов, таких как размер сообщения, использование цвета и иллюстраций, выбор каналов коммуникации и т.п. Выделяется общее и специфическое планирование сообщения. Общее планирование в большей степени соотносится с определенными целями маркетинговых коммуникаций, отражает общее позиционирование компании и продукции. Можно сказать, что данный аспект подразумевает планирование общей идеи, стиля коммуникации в целом. Специфическое планирование подразумевает конкретную разработку коммуникационного сообщения для конкретного канала коммуникации. Следующим этапом формирования коммуникационной стратегии является определение бюджета коммуникаций. Однако прежде чем переходить к определению коммуникационного бюджета, необходимо составить расписание/график проводимых коммуникационных мероприятий. Расписание мероприятий продвижения может помочь в прогнозировании требуемого объема производства, объема продаж и других важных показателей. Подобный график позволяет наглядно представить и оценить, насколько логично выбраны каналы коммуникации, насколько эффективно и в какой период времени они взаимодействуют между собой, составить план необходимых ресурсов, как материальных, так и человеческих. После того как данный график составлен и утвержден, можно переходить к планированию бюджета коммуникационной кампании.



Категория: Развитие бизнеса. Дата публикации: 31 Март, 2010.