Конструктивный альтернативизм Дж. А. Келли


Дж. А. Келли, американский психолог-когнитивист, интерпретирует человеческое познание как процесс моделирования реальности, основанный на фиксации сходстваотличия событий, значимых для субъекта. Он говорит о том, что реальность как таковая не имеет для человека какого-либо значения, пока не будет так или иначе интерпретирована им.

Так, люди, пришедшие на работу в одну и ту же компанию, по-разному воспринимают действительность, к примеру: “О, у меня классно оборудовано рабочее место”, “И как только люди работают с использованием этого позорища (компьютер устаревшей модели)”, “И зачем мне только эти органайзеры и столько дополнительного программного обеспечения”, “Опять вляпался, все компьютеризировано, даже поболтать с живым человеком нельзя!”, “А ничего тут эти новые бизнес-игрушки” и т.д. Любая из этих интерпретаций может быть “правильной” – соответствовать опыту конкретного человека.

По Келли, абстрактно правильных или неправильных интерпретаций не существует в принципе, все гипотезы, позволяющие субъекту адекватно взаимодействовать со средой, имеют право на жизнь (соответствующую философскую установку Келли называет конструктивным альтернативизмом).

Иными словами, приемлемость гипотезы определяется не степенью приближения модели к “оригиналу”, а ее эвристической ценностью – теми возможностями адаптации, которые она предоставляет своему обладателю.

Повседневную активность человека Келли моделирует как деятельность ученого постоянное выдвижение гипотез о состоянии среды и их проверка на опыте; удачные гипотезы сохраняются в качестве эффективных когнитивных структур, неудачные исключаются из арсенала. Важнейшая задача таких структур – обеспечить человеку возможность прогнозировать наступление повторяющихся событий.

По Келли, человек познает мир в категориях сходства и отличия событий, устанавливая с их помощью тождество объектов окружающего мира.

Простейшим аналитическим механизмом такого рода деятельности является персональный конструкт – некое правило оперирования значениями, биполярная шкала, с помощью которой анализируются события.

Для формирования конструкта необходимо проанализировать минимум три элемента опыта – два из них оценить как похожие по выделенному признаку, а третий – как отличающийся от них по тому же признаку. Например, конструкт “высокий-низкий” можно сформировать, оценивая по критерию “рост” как минимум троих человек, два из которых мысленно объединяются как “высокие” в противопоставлении третьему – “низкому”.

По Келли, люди интерпретируют реальность именно с помощью таких биполярных дихотомичных шкал, познавая “оттенки” их кратным применением.

Каждый конструкт имеет область применимости, которая складывается из событий, к интерпретации которых он может быть применен. Использование конструкта вне его диапазона применимости приводит к неадекватным или бессмысленным прогнозам.

Важно, что каждый человек вырабатывает для себя индивидуальные стратегии применения конструктов с общераспространенными вербальными обозначениями, что является одним из источников затруднений в коммуникации.

Взаимодействие индивидов, с точки зрения данного подхода, может быть описано как процесс взаимной “настройки” их когнитивных сетей с тем, чтобы научиться предсказывать реакции (мнения, оценки, элементы поведения и т.д.) друг друга.

Свою теорию личности – теорию персональных конструктов – Дж. А. Келли сформулировал в форме основного постулата и системы следствий из него.

Суть основного постулата сводится к тому, что как ежедневное поведение человека, так и развитие личности определяется тем, как человек прогнозирует события. За тот или иной характер прогнозирования ответственна конструктивная система человека. В построении этой системы человек абсолютно свободен (любая адекватная интерпретация имеет право на жизнь), но в дальнейшем построенная система целиком определяет видение человеком мира, – “индивид реагирует не на “реальную” ситуацию Х, а на ситуацию Х как он ее видит”.

Подводя итог изложенному, перечислим кратко основные идеи теории Дж. А. Келли, представляющие, с нашей точки зрения, особый интерес в общеметодологическом контексте:

1. Существование человека есть когнитивный процесс: повседневная жизнь невозможна без постоянной адекватной ориентации в среде.

2. Познание реальности осуществляется субъектом в ходе построения моделей.

3. Элементарной единицей субъективных когнитивных моделей является персональный конструкт – биполярная шкала, фиксирующая отношения сходства отличия между событиями.

4. Персональные конструкты функционируют не как совокупность элементов, но в форме когнитивной сети – прогнозирование событий в не меньшей степени определяется характером взаимосвязей между конструктами, чем их индивидуальной спецификой.

5. Индивид активен в ходе формирования собственной когнитивной сети – ее становление происходит в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, но сложившаяся конструктная система целиком опосредует дальнейшее взаимодействие субъекта с миром, определяет его типичные формы интерпретации событий и поведения.

6. Персональные конструкты представляют собой гипотезы, так или иначе интерпретирующие реальность; адекватность таких гипотез не определяет напрямую их выбор субъектом. Неадекватные гипотезы исключаются из употребления в результате негативного опыта их опробования.



Категория: управление. Дата публикации: 28 Февраль, 2010.