Лазоревка и молочная бутылка


Чтобы проверить эту гипотезу, Уилсон обратился к хорошо документированному случаю, описывающему лазоревку, маленькую певчую птичку, обычную для британских садов. Соединенное королевство имеет давнюю систему доставки молока, при которой молочники на маленьких грузовиках доставляют бутылки к порогу каждого дома. В начале XX столетия эти молочные бутылки были без крышек. Птицы имели легкий доступ к сливкам, которые скаплива­лись сверху. Два разных вида британских садовых птиц, лазоревки и малиновки, научились выцеживать сливки из бутылок и использовать этот новый, обильный источник пищи.

Это новшество само по себе уже было изрядным достижением. Но оно также имело эволюционные последствия. Сливки намного питательнее, чем обычная пища этих йтиц, и чтобы усваивать ее, два вида претерпели некоторую адаптацию своей пищеварительной системы. Эта внутренняя адаптация почти наверняка происходила путем дарвиновского отбора.

Затем, между двумя мировыми войнами, британские торговцы молочной продукцией закрыли доступ к источнику пищи, надев на бутылки алюминиевые крышки.

К началу 1950-х годов вся популяция лазоревок в Соединенном королевстве – около миллиона птиц – научилась прокалывать алюми­ниевые крышки. Возобновление доступа к обильному источнику пищи привело к важной победе семейства лазоревок в целом: оно дало им преимущество в борьбе за существование. Малиновки, как семейство, наоборот, не получили доступа к сливкам. Время от времени отдельная малиновка учится прокалывать крышки молоч­ных бутылок, но знание никогда не передается всему виду.

Короче говоря, лазоревки прошли через чрезвычайно успешный институциональный процесс обучения. Малиновки потерпели неудачу, хотя отдельные особи были столь же способны к новшествам, что и отдельные лазоревки. Более того, различие не могло быть приписано их коммуникативным возможностям. Будучи певчими птицами, и лазоревки, и малиновки имели один и тот же широкий набор средств коммуникации: цвет, поведение, движение и песню. Объяснение, сказал профессор Уилсон, может быть найдено только в процессе общественного распространения: способе, которым лазоревки передавали свои навыки членам всего вида.

Весной лазоревки живут парами, пока не подрастут птенцы. К началу лета, когда молодые лазоревки летают и кормятся самостоя­тельно, птицы перемещаются из сада в сад стаями от восьми до десяти особей. Эти стаи, похоже, остаются неизменными, передвигаясь по округе вместе, и период мобильности длится от двух до трех месяцев.

Малиновки, напротив, являются территориальными птицами. Самец малиновки не допустит другого самца на свою территорию. Чувствуя угрозу, малиновка посылает предупреждение: «Держитесь подальше отсюда». Вообще, малиновки склонны общаться друг с другом в антагонистической манере, с фиксированными границами, которые они не пересекают.

Птицы, собирающиеся в стаи*, сказал Алан Уилсон, похоже, учатся быстрее. Они увеличивают свои шансы на выживание и более быстрое развитие.



Категория: Новости. Дата публикации: 4 Апрель, 2010.