Лидерство руководителей


Ни для кого не секрет, как много зависит от первых лиц организации. Судьба усилий по менеджменту качества, очевидно, тоже в их руках. Главный риск при внедрении СМК в организации – снижение интереса к ней первых лиц. Это может быть смена приоритетов, а может быть и просто потеря интереса, прекращение анализа происходящего в области качества, что для СМК равносильно смерти.

Вот что пишет о лидерстве один из известнейших в России специалистов по управлению качеством Юрий Павлович Адлер: «Руководитель, который не может или не хочет стать лидером, ведет свою организацию к катастрофе. Ее наступление – только вопрос времени.

Проблема лидерства тесно связана с проблемой власти. А власть обычно подразумевает силу. Так вот, в новых экономических условиях сила, как правило, вообще не ведет к достижению той цели, ради которой она применяется. Сила вызывает сопротивление, на преодоление которого расходуются энергия, время и иные ресурсы, столь нужные для удовлетворения потребителей, укрепления рыночных позиций, создания новой продукции и услуг.

Лидер – это как раз такой человек, которому не надо пользоваться силой и преодолевать сопротивление. Поэтому при прочих равных условиях наличие лидера обеспечивает колоссальные конкурентные преимущества.

По всему видно, что исчезают многие привычные функции начальника, руководителя. На смену администрированию и контролю приходит совершенно иная функция. Лидер становится учителем, советчиком, помощником, даже тренером. Приравнивание лидерства к руководству, что часто встречается, представляется нам принципиальной ошибкой».

Действительно, качество требует отказа от авторитета принуждения, господства авторитета знания. Таким образом, лидерами могут стать все, кто методично приобретает привычку анализа происходящих процессов и исправления ошибок с целью их недопущения в дальнейшем.

Лидерство в области менеджмента качества требует постоянного внимания, анализа, затрачиваемых именно в этой области усилий.

Пример. Д.Коллинз в своем исследовании «От хорошего к великому» вводит термин «руководитель пятого уровня». Уровни означают эволюционные ступени, которые проходит человек, работающий в организации. 1 уровень – профессионал-одиночка, 2 уровень – командный игрок, 3 уровень – лидер команды, 4 уровень – эффективный руководитель. Руководитель на четвертом уровне может блестяще управлять организацией, достигая высоких показателей. Но судьба организации после его ухода из нее остается неясной. Руководителя 5 уровня беспокоят не собственные успехи, а успехи организации. Он создает преемственность, системность, а все успехи деятельности способен присудить сотрудникам, а не себе. При этом он принимает на себя полную ответственность за происходящее, обеспечивая перспективу, чтобы сотрудники понимали: у предприятия есть будущее. И не жалели бы сил по его улучшению.



Категория: менеджмент. Дата публикации: 8 Март, 2010.