Логистическая система: определение и ее эффективность


Введем определение логистической системы Логистическая система – относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением логистическим процессом для реализации корпоративной стратегии организации бизнеса.

Весьма интересно еще одно определение логистической системы.

Логистическая система – совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии (тактики).

Логистическая система обычно функционирует в условиях ярко выраженной неопределенности, стохастичности внешней среды – для конъюнктуры рынка и работы транспорта характерны случайные процессы. Поэтому в условиях их действия непременным свойством логистической системы является способность к адаптации.

Высокая надежность и обеспечение устойчивости – также один из фундаментальных принципов ее функционирования. Конфликты на стыках различных видов транспорта можно ликвидировать за счет создания межотраслевых автоматизированных систем, чтобы обеспечить устойчивость транспортной системы в целом.

Для устойчивости функционирования системы первостепенное значение имеет достоверное планирование производства, сбыта и распределения, причем предпочтение отдается стратегическому планированию по отношению к оперативному. С целью достижения высокой надежности такого планирования необходимы изучение поведения внешней среды и, прежде всего, рынка, идентификация возможных ситуаций и получение стратегических ответов на возникающие в связи с этим вопросы.

Вспомним, что экономическая эффективность – результативность использования ограниченных ресурсов, измеряемая отношением затрат к производственному объему товаров и услуг.

Экономический эффект логистики проявляется в высоком уровне организации производства и, как следствие, экономии. Величина эффекта, в свою очередь, зависит от масштабов распространения логистики.

Анализ, выполненный западноевропейскими учеными, свидетельствует о том, что в Западной Европе более 60% предприятий и фирм в своей коммерческой и производственной деятельности в той или иной степени используют логистические функции.

Эффективность логистики конкретизируется следующими натуральными показателями:

· уровнем запасов и сокращением потребности в складских площадях;

· временем прохождения материалов по логистической цепи;

· продолжительностью цикла обслуживания заказа;

· качеством и уровнем сервиса;

· размерами партии грузов;

· уровнем использования производственных мощностей;

· маневренностью;

· адаптивностью и устойчивостью работы;

· сохранением качества продукции при доставке.

Логистическая сеть и информационная система образуют логистическую инфраструктуру.

А логистическая сеть с запасами образуют логистические активы компании. Такие показатели, как возврат на логистическую инфраструктуру или логистические активы, могут служить стратегическими показателями эффективности деятельности логистики.

Приращение показателей за плановый период характеризует эффективность логистики предприятия в целом.

Как видим, везде ключом для управления материальным потоком (составляющего предмет логистики) является логистическая сеть. Сеть логистических мощностей (инфраструктурных подразделений) представляет собой каркас для развертывания логистических операций. Склады являются основными инфраструктурными подразделениями логистики, и выработка стратегии размещения складских мощностей является ключевой задачей практической стороны логистики.

Логистические сети не являются статичными образованиями, поэтому они должны находиться под тщательным наблюдением (controlling) и адаптироваться в соответствии с изменяющимися условиями (reengineering).

Управление сетями – главная задача логистики Таким образом, логистика как управление «поточными системами» ищет систематические подходы к менеджменту комплексных сетей. Планирование и управление сетями становятся одними из главных задач логистики. Очевидно, что для принятия решений недостаточно оснований, базирующихся только на опыте и интуиции. Необходимо использование количественного анализа.

Аналитический аппарат, используемый, к сожалению, только в некоторых разделах логистики, характеризуется разрозненностью и незавершенностью. Поэтому без разработки моделей и методов, объединяющих несколько логистических функций, трудно добиться прогресса при решении основной проблемы – оптимизации издержек в логистических цепях.

Качество сервиса и логистические затраты предприятия во многом зависят от его распределительной сети. Современная логистика определяется как знание, предметом которого является управление системой потоков. Она рассматривает экономический мир как некоторую структуру с внутренними сетями и потоками. С формированием сетей как хорошо функционирующих логистических систем она создает предпосылки для выгодной по затратам и отвечающей требованиям сервиса деятельности предприятия на рынке.

Согласно этому пониманию логистики, выделяют три основополагающих области задач:

· формирование конфигурации сети (другими словами, структуры сети) как стратегическая задача;

· организация рациональных потоков в сети как тактическая задача;

· управление и регулирование повседневных режимов в сети как оперативная задача.

Логистические сети, часто очень сложные, не могут удовлетворительно формироваться и сдерживаться ни чисто интуитивно, на основе опыта, ни только при помощи математических оптимизационных методов.

Путь, обещающий успех, заключается в том, чтобы совместить базирующиеся на опыте специальные знания и интуицию опытного логистического менеджера с методами оценки и оптимизации, основанными на моделях, как в базирующихся на диалоге системах поддержки принятия решений (DSS).



Категория: менеджмент. Дата публикации: 7 Март, 2010.