Межбюджетные отношения – это отношения между органами власти (федеральными, региональными, местными), связанные с формированием и использованием соответ-ствующих бюджетов.
Одна из актуальнейших проблем, затрагивающих любого жителя.
Остаточный принцип – по которому средства, оставшиеся после удовлетворения приорите-тов бюджета верхнего уровня, идут на финансирование бюджета нижнего уровня. Т.е. шко-лы и больницы финансируются в последнюю очередь, из того что осталось.
От качества межбюджетных отношений зависит демографическая ситуация в стране. Чем больше денег передается на нижние бюджеты, тем лучше ситуация с демографией.
Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:
1. Распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы.
2. Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.
3. Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.
4. Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
В соответствии с этим в РФ происходит распределение средств между звеньями бюджетной системы в следующих пропорциях:
Консолидированный бюджет РФ 100%
Федеральный бюджет РФ 50-55%
Региональные бюджеты 20-25%
Местные бюджеты 20-25%
При этом имеется тенденция централизации средств в вышестоящих бюджетах.
Собранные налоги распределяются между звеньями бюджета в следующих пропорциях:
Федер. бюджет Регион. бюджет Местн. бюджет
Налог на прибыль 24% 76% –
НДФЛ – 50% 50%
НДС 100% – –
Налог на имущество предприятий – 100% –
Налог на добычу нефти 95% 5%
Налог на добычу горючего газа 100% – –
Платежи за добычу полезных ископаемых 95% 5% –
Налоги на внешнюю торговлю – 100% –
Земельный налог – – 100%
Доходы территориальных бюджетов:
1. Собственные доходы. Это доходы, закрепленные на постоянной основе (полностью или частично) за территориальным бюджетом). В том числе:
а). Местные и региональные налоги.
б). Налоги вышестоящих бюджетов, закрепленные за территориальными бюджетами (полностью или частично).
2. Доходы, получаемые из вышестоящих бюджетов
В 2003 году приняли закон об общих принципах организации местного самоуправления: все безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов стали включаться в собственные доходы. Это относится к дотациям, субвенциям, и субсидиям.
Дотация – это средство, предоставляемое бюджету другого уровня на безвозмездной основе для покрытия текущих расходов (на выплату зарплаты, и т.п.).
Субвенция – это средство, предоставляемое бюджету другого уровня на безвозмездной основе для осуществления целевых расходов (на закупку компьютеров для школ, и т.п.).
Субсидия – это средство, предоставляемое бюджету другого уровня на безвозмездной осно-ве на условиях долевого финансирования целевых расходов (добавить денег на постройку школы).
Категория: Новости. Дата публикации: 24 Февраль, 2010.
Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения – это отношения между органами власти (федеральными, региональными, местными), связанные с формированием и использованием соответ-ствующих бюджетов.
Одна из актуальнейших проблем, затрагивающих любого жителя.
Остаточный принцип – по которому средства, оставшиеся после удовлетворения приорите-тов бюджета верхнего уровня, идут на финансирование бюджета нижнего уровня. Т.е. шко-лы и больницы финансируются в последнюю очередь, из того что осталось.
От качества межбюджетных отношений зависит демографическая ситуация в стране. Чем больше денег передается на нижние бюджеты, тем лучше ситуация с демографией.
Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:
1. Распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы.
2. Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.
3. Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.
4. Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
В соответствии с этим в РФ происходит распределение средств между звеньями бюджетной системы в следующих пропорциях:
Консолидированный бюджет РФ 100%
Федеральный бюджет РФ 50-55%
Региональные бюджеты 20-25%
Местные бюджеты 20-25%
При этом имеется тенденция централизации средств в вышестоящих бюджетах.
Собранные налоги распределяются между звеньями бюджета в следующих пропорциях:
Федер. бюджет Регион. бюджет Местн. бюджет
Налог на прибыль 24% 76% –
НДФЛ – 50% 50%
НДС 100% – –
Налог на имущество предприятий – 100% –
Налог на добычу нефти 95% 5%
Налог на добычу горючего газа 100% – –
Платежи за добычу полезных ископаемых 95% 5% –
Налоги на внешнюю торговлю – 100% –
Земельный налог – – 100%
Доходы территориальных бюджетов:
1. Собственные доходы. Это доходы, закрепленные на постоянной основе (полностью или частично) за территориальным бюджетом). В том числе:
а). Местные и региональные налоги.
б). Налоги вышестоящих бюджетов, закрепленные за территориальными бюджетами (полностью или частично).
2. Доходы, получаемые из вышестоящих бюджетов
В 2003 году приняли закон об общих принципах организации местного самоуправления: все безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов стали включаться в собственные доходы. Это относится к дотациям, субвенциям, и субсидиям.
Дотация – это средство, предоставляемое бюджету другого уровня на безвозмездной основе для покрытия текущих расходов (на выплату зарплаты, и т.п.).
Субвенция – это средство, предоставляемое бюджету другого уровня на безвозмездной основе для осуществления целевых расходов (на закупку компьютеров для школ, и т.п.).
Субсидия – это средство, предоставляемое бюджету другого уровня на безвозмездной осно-ве на условиях долевого финансирования целевых расходов (добавить денег на постройку школы).