Мотивы и риски интернационализации


Чем обусловлено стремление компаний к выходу за пределы своих национальных рынков Причины можно разделить на две группы: активные и реактивные. Первая группа причин показывает, что международная экспансия обусловлена желаниеминициативой самой компании, вторая – что компания вынуждена искать новые рынки и новые возможности под воздействием изменений среды бизнеса. Отметим, что один единственный мотив редко является достаточным основанием для интернационализации бизнеса; обычно фирмы выходят на международные рынки под воздействием комплекса причин. Таким образом, можно сгруппировать эти мотивы.

Активные мотивы интернационализации

1. Стремление увеличить прибыль и темпы роста. Наиболее типичный мотив, особенно характерный в ситуации, когда менеджеры компании осознают, что возможности дальнейшего роста на внутреннем рынке уже исчерпаны иили операции на внутреннем рынке уже не обеспечивают желаемого уровня прибыли.

2. Мнение менеджеров. Работая на рынке, менеджер чувствует, какие там формируются тенденции, ощущает, как меняется конъюнктура. И если он приходит к выводу, что расширение или даже сохранение позиций фирмы на национальном рынке становится делом все более сложным, требующим вложения все больших средств с падающей эффективностью инвестиций, то это может быть резонным основанием для того, чтобы, зафиксировав позицию на внутреннем рынке, попытаться обеспечить дальнейший рост за счет входа на международные рынки.

3. Наличие технологических компетенцийуникального продукта. Серьезный мотив, зачастую позволяющий компании занять свою нишу на международном рынке, а в случае обладания уникальным продуктом – оградить себя от конкуренции, хотя бы на некоторое время.

4. Возможности на международных рынках. Если на внешних рынках возникает спрос на производимую компанией продукцию, то очевидным решением будет попытка его удовлетворить.

5. Экономия от масштаба. Очень важный экономический мотив, особенно для тех отраслей, для которых характерна ценовая конкуренция. Экономия от масштаба дает возможность сокращения издержек производства, что позволяет снижать 858 цены чаще и больше, чем конкуренты, и, соответственно, приводит к завоеванию рынка.

6. Налоговые льготы (государственное стимулирование экспорта). Государство может осуществлять помощь компаниям в экспорте продукцииуслуг и предоставлять отсрочки по выплате налогов. Налоговые льготы позволяют компании либо предлагать свою продукцию на зарубежных рынках по более низким ценам, либо получать большую прибыль .

Небольшой размер иили насыщение внутреннего рынка. Эта проблема стоит перед множеством компаний, поскольку рынки товаров насыщаются значительно быстрее, чем возникают новые. Одной из причин столь быстрого насыщения рынка является то, что медленный рост населения, прежде всего в развитых странах, отнюдь не способствует быстрому росту спроса на товары. Т.о. перед компаниями встает проблема поиска возможностей дальнейшего роста, который уже не возможен на внутреннем рынке;

Давление конкурентов. Во многих отраслях промышленности фирмы на своих внутренних рынках зачастую сталкиваются с сильной и жесткой конкуренцией со стороны зарубежных производителей. Эта ситуация вынуждает компании искать менее конкурентные рынки или, например, выходить на внутренние рынки своих конкурентов с тем, чтобы накапливать опыт противодействия им;

Наличие избыточных производственных мощностей. В этом случае выход на зарубежные рынки дает и дополнительные продажи, и более полную загрузку мощностей, а также обеспечивает снижение себестоимости продукции;

Следование за традиционными потребителями. Наиболее характерно для рынков b-2-b, когда клиент компании-поставщика начинает осуществлять глобальную экспансию. В этом случае логично выглядит расширение собственных операций за границы национального рынка, которое позволит продолжать обслуживать этого клиента (-ов).

Случайные экспортные заказы. Дают возможность компаниям получить дополнительную (хотя зачастую и небольшую) прибыль и, возможно, завязать контакты с потенциальными заказчиками;

Желание расширить продажи товаров сезонного спроса. Использование климатических различий в разных странах мира позволяют компаниям, производящим продукцию, спрос на которую имеет явные сезонные колебания, обеспечить более равномерную круглогодичную загрузку мощностей и снизить колебания объемов продаж.



Категория: маркетинг. Дата публикации: 4 Март, 2010.