Мы можем видеть только то, что уже пережили


С возникновением когнитивной психологии и ментальных карт некоторые психологи стали заявлять, что люди могут «видеть» только то, что они переживали раньше – по меньшей мере отчасти. Чтобы сигнал из внешнего мира был получен, он должен соответствовать некой матрице, уже существующей в уме и заложенной туда предыдущими событиями.

Рассмотрим историю вождя племени, который был доставлен в Сингапур группой британских исследователей в начале XX века. Исследователи обнаружили его в горах Малазийского полуострова, в изолированной долине. Его племя жило еще в каменном веке. Его народ не изобрел даже колеса. Тем не менее вождь был высокоразум­ным человеком, приятным в разговоре (когда они могли объясня­ться). Похоже, у него присутствовало глубокое, серьезное восприятие его собственного мира.

Итак, в порядке эксперимента, его решили отвезти в Сингапур. В то время это был уже крупный морской порт, с многоэтажными зданиями и бухтой с большими судами. С экономической точки зрения, он имел рыночную экономику с торговлей и специализацией по профессиям. С социальной точки зрения, он имел намного больше слоев, чем общество, из которого прибыл вождь племени. Вождя водили по этому миру 24 часа, предлагая его вниманию тысячи сигналов о потенциальных изменениях в его собственном обществе. Затем его отвезли обратно и начали опрашивать.

Из всех чудес, которые он видел, только одно показалось ему важным: он видел человека, несущего больше бананов, чем, как ему прежде казалось, может унести один человек. Чего разум не знал прежде, он видеть не может. Вождь племени не смог постичь смысла многоэтажных зданий и гигантских кораблей; но когда он увидел рыночного торговца, толкающего тележку, нагруженную бананами, он смог это осмыслить. Все другие знаки потенциальных изменений были настолько далеко за пределами его жизненного опыта, что разум не смог ухватить то, о чем ему говорили глаза.

В этом объяснении есть какая-то правда. Но это не может быть единственным объяснением для компаний, которым не удается увидеть сигналы к переменам в своем окружении. Это означало бы,

что старые компании с богатой историей будут всегда превосходить молодых, по крайней мере по части гибкости, потому что старые компании должны были накопить намного большие кладовые опыта для извлечения из них смысловых связей с новыми восприятиями.

Я верю, что эта динамика имеет место. Старая компания с хорошей коллективной памятью, вероятно, увидит больше, чем молодая. Тем не менее старые и опытные компании последовательно пропускают сигналы. Как убедительно свидетельствует статистика, они так же склонны к кризису, как и более молодые компании.

Должен быть еще какой-то фактор.



Категория: Новости. Дата публикации: 4 Апрель, 2010.