Другой сторонник социального подхода к управлению — Н. А. Витке в своей социально-трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и концентрировался на последнем. Главную задачу управления он видел в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации («управление состоит’в целесообразном сочетании людских воль»).
По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническим, тем более важную роль играют эта функция и сами администраторы — «строители людских отношений».
Существо административной работы в соответствии с концепцией Витке состояло в создании в трудовых коллективах благоприятной социально-психологической атмосферы — «духа улья», чего ни идеальная организация технологического процесса, ни регламентация служебных функций, ни своевременное их регулирование обеспечить не могли.
Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям как к носителям административной функции. Среди них умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на "мелочи техники"».
Наконец, еще одной важной вехой в развитии социального подхода к управлению можно считать теорию административной емкости, выдвинутую в работах Ф. Р. Дунаевского (1887-1960).
Под административной емкостью тот понимал способность управляющих одновременно руководить определенным числом подчиненных вне зависимости от их 64 Раздел I. Введение в менеджмент личных качеств, что на современном управленческом языке принято называть «нормой управляемости».
Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов. Это связано с необходимостью компенсировать превыщение «административной емкости» центра. Но возникающая огромная иерархия, каждая ступень которой расширяет «административную емкость » вышестоящей, ведет к бюрократизации.
Таким образом, он заметил проблему нарастания информационного барьера в управлении и предложил пути ее решения на основе:
• тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т. п.;
• расширения границ «административной емкости» с помощью техники, т. е.
передачи машинам всей вспомогательной, механической работы.
В последующие годы в управленческих исследованиях стал абсолютно преобладать отраслевой или народнохозяйственный подход, а на уровне отдельных предприятий они были сосредоточены на решении технических проблем. И лишь с начала 1960-х гг начал постепенно возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства.
Во-первых, повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП).
Во-вторых, развертывание знаменитых косыгинских реформ, в ходе которых в рамках централизованного плана предприятиям предоставлялась определенная самостоятельность, основанная на внедрении хозяйственного расчета и экономических методов управления.
В результате научных исследований сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единства организационной, экономической и социальной систем управления.
.
Категория: менеджмент. Дата публикации: 23 Февраль, 2010.
Н. А. Витке
Другой сторонник социального подхода к управлению — Н. А. Витке в своей социально-трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и концентрировался на последнем. Главную задачу управления он видел в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации («управление состоит’в целесообразном сочетании людских воль»).
По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническим, тем более важную роль играют эта функция и сами администраторы — «строители людских отношений».
Существо административной работы в соответствии с концепцией Витке состояло в создании в трудовых коллективах благоприятной социально-психологической атмосферы — «духа улья», чего ни идеальная организация технологического процесса, ни регламентация служебных функций, ни своевременное их регулирование обеспечить не могли.
Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям как к носителям административной функции. Среди них умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на "мелочи техники"».
Наконец, еще одной важной вехой в развитии социального подхода к управлению можно считать теорию административной емкости, выдвинутую в работах Ф. Р. Дунаевского (1887-1960).
Под административной емкостью тот понимал способность управляющих одновременно руководить определенным числом подчиненных вне зависимости от их 64 Раздел I. Введение в менеджмент личных качеств, что на современном управленческом языке принято называть «нормой управляемости».
Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов. Это связано с необходимостью компенсировать превыщение «административной емкости» центра. Но возникающая огромная иерархия, каждая ступень которой расширяет «административную емкость » вышестоящей, ведет к бюрократизации.
Таким образом, он заметил проблему нарастания информационного барьера в управлении и предложил пути ее решения на основе:
• тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т. п.;
• расширения границ «административной емкости» с помощью техники, т. е.
передачи машинам всей вспомогательной, механической работы.
В последующие годы в управленческих исследованиях стал абсолютно преобладать отраслевой или народнохозяйственный подход, а на уровне отдельных предприятий они были сосредоточены на решении технических проблем. И лишь с начала 1960-х гг начал постепенно возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства.
Во-первых, повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП).
Во-вторых, развертывание знаменитых косыгинских реформ, в ходе которых в рамках централизованного плана предприятиям предоставлялась определенная самостоятельность, основанная на внедрении хозяйственного расчета и экономических методов управления.
В результате научных исследований сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единства организационной, экономической и социальной систем управления.
.