Наблюдение


С этим методом вы уже хорошо знакомы. С помощью наблюдения можно получить следующую маркетинговую информацию:

1) определить приблизительную частоту наступления какого-то простого события (захода-выхода посетителей в магазины, банки, офисы);

2) определить приблизительное число людей, находящихся в некий момент времени в каком-то помещении (в магазине, кинотеатре, у барной стойки, у конкретного стенда с продукцией или витрины и т.д.);

3) определить приблизительный половозрастной состав покупателей, участников PR – мероприятия, пресс-конференции и т.д.;

4) определить атмосферу, в которой проходит какое-то событие (оценить стиль общения продавцов торгового зала и покупателей и т.д.), однако, стоит отметить, что здесь очень велик субъективный фактор;

5) приблизительно определить продолжительность какого-то события: пребывания посетителя в магазине, беседы продавца и покупателя.

Несмотря на тот факт, что процедуры наблюдения трудно формализовать, существуют определенные требования к фиксации его результатов. Например, в случае, если используется весьма популярный на сегодняшний день метод «включенного» наблюдения, называемый также «методом таинственного покупателя» (Mystery Shopping), то при планировании исследования необходимо сразу же определить параметры сравнения объектов. Например, при использовании этого метода для сравнения деятельности магазинов по продаже товаров класса «люкс» (в 2006 году) были определены следующие параметры сравнения для фиксации результатов наблюдения:

· местоположение, · оформление бутика, в том числе витрин, · часы работы, · представленность коллекции, · униформа и профессионализм торгового персонала, · уровень качества обслуживания (знания коллекции, умение предложить).

Для фиксации результатов наблюдения необходимо разрабатывать специальный бланк (форму) отчета наблюдателя, которая позволит стандартизировать подход, быстрее и качественнее оценить результаты подобного исследования.



Категория: маркетинг. Дата публикации: 6 Март, 2010.