Наука инновации


СЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ИННОВАЦИЯ — следствие гениального озарения. Но, как указывает Питер Друкер, большинство принципиально новых решений достигается в результате сознательного, целенаправленного поиска благоприятных возможностей. Для руководителей, стремящихся идти по пути инноваций, способность упорно и планомерно работать гораздо важнее, чем врожденные предпринимательские качества.

В статье, впервые опубликованной а выпуске Harvard Business Review за май — июнь 1985 г., Питер Друкер рассматривает основные источники инновационных возможностей. В компании или отрасли они нередко предоставляются благодаря неожиданным поворотам событий, разного рода несоответствиям, потребностям процесса и происходящим в отрасли или на рынке переменам. За пределами компании инновационные возможности обнаруживаются в результате демографических сдвигов, изменений в восприятии и появления новых знаний. Семь упомянутых источников образуют зоны взаимного пересечения, расширяя инновационный потенциал.

Безусловно, наибольшее влияние на рынок оказывают инновации, вызванные появлением новых знаний. Однако на преобразование идеи в конкретный продукт, услугу или производственный процесс часто уходят годы и даже десятилетия. Другие инновационные шансы более просты в реализации, тем не менее, чтобы воспользоваться ими, руководитель также должен уметь выходить за рамки установившейся практики.

Друкер подчеркивает, что, анализируя инновационный потенциал, нужно искать простые, эффективные решения конкретных проблем. Наивысшая похвала для нового решения—слова: «Так это же совершенно очевидно!» Гранди­озные идеи, претендующие на революционные перемены, редко приносят реальные плоды.

Инновации, как и любая другая деятельность, требуют таланта, изобретательности и знаний, Однако, предупреждает Друкер, без целеустремленности, настойчивости и кропотливого труда успехов на этом поприще не добиться.

Н

есмотря на популярность рассуждений о «врожденных предпринимательских способностях», мало кому i:;j бизнесменов, с которыми мне приходилось работать в последние 30 лет, были присущи эти качества. В то же время я знаком с мнолсеством людей — хирургами, агентами по продажам, журналистами, учеными, даже музыкантами, которые, обладая предпринимательской жилкой, никак его не пользовались. Веек известных мне предпри­нимателей, добившихся успеха, объединяют не особые свойства характера, а систематические инновационные усилия.

Инновация — это проявление предпринимательского духа, будь то уже существующая коммерческая организация, коммунальные услуги или замысел, рожденный дома на кухне. Для предпринимателя это способ создания новых источников прибыли или расширения потенциала уже имеющихся.

Неоднозначность понятия «предпринимательство» вызывает изрядную путаницу. Некоторые употребляют его для обозначения любого небольшого бизнеса, другие подразумевают начальную стадию развития любого делового проекта. На практике, однако, предпринимательством весьма успешно занимаются и многие достаточно солидные и крупные компании. Так что этот термин относится не к размеру или возрасту организации, а к определенному виду деятельности. В основе его — инновация, т.е. целенаправленное преобразование экономического или социального потенциала предприятия.



Категория: креативность. Дата публикации: 10 Март, 2010.