Не страшитесь продавать собственный бизнес!


Лариса Тихомирова директор консалтингового партнерства Законный бизнес

К продаже бизнеса в Рф подходят нерационально. Об этом молвят спецы ведущих глобальных компаний в сфере консалтинговых услуг. На Западе все по другому. Янки, создавая свое дело, заблаговременно готовит его к продаже и поэтому расстается с делом без сожаления. Европеец, приняв решение, тоже не отступает от него ни на йоту. А русский бизнесмен относится к собственному бизнесу, как к ребенку. И сам время от времени ведет себя по-детски, начиная взвешивать за и против только после того, как отыщет покупателя и условится о стоимости. Его метания путают карты другим участникам сделки.

Следя этот процесс изнутри, мы выделили главные предпосылки, мешающие цивилизованной продаже бизнеса.

Дружба дружбой, а табачок поврозь

Логично, что основная неувязка при покупке бизнеса – недоверие торговца к будущему покупателю. Вдруг это соперник? А покупателю необходимы условия и гарантии, он желает поглядеть документы, показывающие, как идут дела. И здесь начинаются бесплодные переговоры, которые могут длиться годами. Торговец гласит: Назовите вашу сумму, а клиент: Скажите, что я получу. Не уникальность и другой вариант, когда клиент не разбирается в тонкостях бизнеса, а торговец о их умалчивает.

Неслучайно торговец отыскивает покупателя из близкого круга, полагая, что добрые дела гарантируют ему чистоту сделки. Как досадно бы это не звучало, наибольшее число заморочек появляется конкретно при дружественной передаче бизнеса меж неплохими знакомыми, ибо многие принципные моменты в договорах и соглашениях не прописываются. Могут выплыть дополнительные обязательства, о которых вначале даже речи не шло. Уславливались об одном, а вышло другое. В 90-х гг. такие дружественные сделки часто заканчивались стрельбой.

Вывод: если не желаете упустить собственный шанс удачно и прибыльно провести сделку, не оставляйте без внимания ни одну мелочь и обучайтесь идти на компромисс.

Топ-менеджеры против

Итог реализации впрямую находится в зависимости от того, кто ведет переговоры с покупателем собственник, управляющий либо профильный спец.

Подготовкой к продаже среднего и большого бизнеса обычно занимается не обладатель, а топ-менеджер. При всем этом, как указывает практика, интересы собственника и наемного директора могут быть диаметрально обратны. Казалось бы, и тот и другой заинтересованы в действенной и размеренной работе предприятия, но для собственника важнее увеличение цены бизнеса с учетом его вероятной реализации, для менеджера важнее стабильность. Он избегает кризисных ситуаций, боится суровых перемен, выявления укрытых недочетов и уж, естественно, смены собственника.

Новенькая метла заного метет: кто знает, не уволит ли новый владелец всю управленческую команду?

Такая ситуация нередко появляется на больших предприятиях, где собственник производит только контроль, не участвуя в текущем управлении предприятием. Нам как посредникам обычно приходится разговаривать с менеджерами. И в нашей практике были случаи очевидного саботажа, когда управленцы тормозили продажу бизнеса, затягивали сроки или не в полном объеме предоставляли информацию, нужную для его оценки. Более того, при продаже производственного предприятия в Екатеринбурге, длившейся около года, управленцы выдавали покупателю нехорошую информацию, снижая тем энтузиазм к покупке. И только подробная регламентация действий и обязанностей сторон позволила нам действенно окончить сделку.

Подобного конфликта не появляется, когда идет речь о малом бизнесе, где управляющий и собственник одно лицо. Обладатель бизнеса располагает всей информацией и готов ее предоставить. Да и здесь есть свои минусы. Когда собственник и швец, и жнец, и на дуде игрец, это, с одной стороны, упрощает процесс заключения сделки, а с другой понижает цена бизнеса. Продав фирму, собственник-менеджер уходит, лишая ее головы.

Вывод: обладателям больших компаний необходимо учесть, кому они делегируют возможности при переговорах, а обладателям малых готовить для себя подмену, чтоб не терять средства.

Резюме

Итак, мы сталкиваемся с финоменом. С одной стороны, продажа бизнеса становится все более нужным элементом рынка, с другой совсем разумеется, что технологические процедуры по передаче бизнеса из рук в руки не соблюдаются, при этом обеими сторонами. Впору кликнуть: давайте работать по правилам, по другому нам еще длительно будут ставить в пример предпринимателей Старенького и Нового Света

Также читайте новости по теме



Категория: Развитие бизнеса. Дата публикации: 20 Октябрь, 2010.