НЕОЖИДАННЫЕ ПОВОРОТЫ СОБЫТИЙ


Для начала рассмотрим самый простой и естественный источник инновации: неожиданные повороты событий. В начале 30-х гг. IBM разработала первую счет но-аналитическую машину в расчете на то, что она вызовет интерес у финансовых учреждений. Однако в 1933 г. банки не слишком активно покупали новое оборудование. Если верить излюбленной истории Томаса Уотсона старшего, основателя компании, долгое время бывшего ее генеральным директором, от краха IBM спасла неожиданная удача: счетно-аналитическую машину захотела купить Нью-Йоркская публичная библиотека. В те далекие дни, на заре «нового курса», библиотеки, в отличие от банков, располагали свободными средствами, и Уотсону удалось продать им более ста машин.

Пятнадцать лет спустя, когда все считали, что компьютеры предназначены исключительно для научной работы, бизнес неожиданно обнаружил заинтересованность в механизированной обработке – данкых по зарплате. Компания Univac, выпускавшая тогда самые технически совершенные компьютеры, с негодованием отвергла идею коммерческого использования ее продукта. А вот IBM быстро оценила неожиданный шанс, и, взяв за основу компьютер Univac, спроектировала машину для таких прозаических целей, как расчет зарплаты. За пять лет IBM превратилась в лидера компьютерной индустрии, каковым остается и по сей день,

Неожиданный провал тоже может быть не менее важным источником инновационных возможностей. Кто не слышал о Ford Easel, считавшемся самым большом фиаско в истории автомобилестроении! Но далеко не все знают, что неудача с Edsel во многом заложила фундамент для будущих успехов компании. Планировалось, что Edsel, самый тщательно разработанный автомобиль в истории американского автомобилестроения, восполнив пробел в товарной линии фирмы, позволит компании Ford успешнее конкурировать с General Motors. Когда, несмотря на все усилия маркетологов, дизайнеров и технических специалистов, оказалось, что Edsel совершенно не пользуется спросом, стало ясно: проблема связана с рыночной ситуацией, а это ставило под вопрос исходные предположения GM и остальных автомобильных компаний при разработке и продвижении своих автомашин. Сегментирование рынка по размеру доходов утратило актуальность; новым критерием стало то, что мы теперь называем образом жизни. Это открытие привело к появлению Ford Mustang— автомобиля, который выделил компанию на фоне конкурентов и вернул ей лидерские позиции. Неожиданный успех или неудача столь эфф< точник инновационных возможностей, потому что большинство компаний не заостряют на них внимания, а в некоторых случаях вообще видят в них лишь повод для негативных эмоций. Немецкий ученый, впервые синтезировавший в 1905 г. hi вокаин — не вызывающий привыкания наркотик, — предпол; гал его применение для серьезные хирургических вмешательств, например ампутации. Но хирурги в таких ситуациях предпоч) тали делать общую анестезию, как поступают и по сей день При этом новокаин завоевал огромную популярность среди стома тологов. Оставшиеся годы жизни изобретатель новокаина провел, посещая стоматологические институты и выступая перед будущими дантистами с призывом не использовать его великое изобретение в непредусмотренных им целях.



Категория: креативность. Дата публикации: 10 Март, 2010.