НЕСООТВЕТСТВИЯ


Несоответствие в области медицинских технологий послужило источником успеха для компании Alcon Laboratories. В 60-е гояы один из основателей компании, Билл Коннер, обратил внимание на ситуацию, сложившуюся в офтальмологической хирургии. Операция по удалению катаракты была одним из самых рас­пространенных хирургических вмешательств, занимая по этому показателю третье или четвертое место в мире. За триста лет медики довели ее до совершенства; единственным «устаревшим» этапом оставалось разрезание дигамента-Хирурги-офтатьмоло-ги научились успешно осуществляв эту процедуру, однако она насголько выпадала из общей логики операции и так не сочеталась с остальными шагами, что нередко вызывала опасения v врачей. Несоответствие было налицо.

При этом уже около пятидесяти лет врачи знали о существовании фермента, растворяющего лигамент и познолнюшего не разрезать его. Коннер всего лишь добавил r этот фермент консервирующее вещество, продлевающее срок его юдности до нескольких месяцев. Офтальмологи немедленно взяли на вооружение новое средство, исключительное право на продажу которого в мировом масштабе получила Alcon Laboratories. Через пятнадцать лет фирма Alcon за огромные деньги была куплена компанией Nestle.

Подобное несоответствие динамике или логике процесса — лишь один из источников инновации. Другой ресурс — противоречие между экономическими реалиями. Например, снижение прибыли при стабильно растущем рынке — как это происходило в сталелитейной промышленности в период между 1950 и 1970 г., — говорит о несоответствии. В нашем случае инновационным ответом сталелитейных компаний на этот вызов стало появление компактных мини-заводов.

Несоответствие между ожиданиями и результатом тоже открывает простор для поисков. Всю первую половину XX в. кораблестроители и судовладельцы упорно старались увеличить скорость водного транспорта и уменьшить потребление им топлива. При этом чем более успешными были эти попытки, тем менее выгодной становилась эксплуатация грузовых океанских лайнеров. К 1950 г. стало складываться впечатление, что индустрия морских грузоперевозок доживает свои последние дни.

Вся проблема, однако, заключалась в несовместимости исходных отраслевых представлений и реальности. Основные затраты возникали не во время работы (т.е. не в море), а в период простоя (т.е. бездействия в порту). Как только судовладельцы осознали это, инновационное решение стало очевидным: задействовать судна со специальными устройствами для быстрой погрузки и разгрузим железнодорожных вагонов и автомобилей, а также контейнеровозы. Так, в морских грузоперевозках применили давно известную технологию, уже более 30 лег использовавшуюся на автомобиль-пом и железнодорожном транспорте. Не новая технология, а новая точка зрения позволила кардинально изменить экономику морских грузоперевозок, превратив их в последние 20-30 лет в одну из быстро развивающихся отраслей народного хозяйства.

ПОТРЕБНОСТИ ПРОЦЕССА

Любой, кому приходилось ездить по дорогам Японии, знает, что в этой стране отсутствует современная система шоссейных дорог. Японские автомагистрали до сих пор повторяют все изгибы старинных дорог, проложенных в X веке для запряженных волами повозок. Пригодной для современного автомобильного движения эту систему делают модернизированные версии отражателей, используемые на американских дорогах еще с начала 30-х гг. Такие отражатели позволяют водителям видеть остальные машины, приближающиеся к перекрестку по любой из нескольких пересекающихся дорог. Это незначительное изобретение, облегчающее японским автомобилистам жизнь и снижающее количество автомобильных аварий, было обусловлено потребностями процесса.

То, что мы сейчас называем "Средствами массовой информации», стало результатом двух инноваций 80-90 гг. XIX столетия, также порожденных потребностями процессов. Первая — обретенная Оттмаром Мергенталером строкоотливная наборная машина, давшая возможность быстро и в больших количествах печатать газеты. А вторая, социальная, инновация — современная реклама — изобретение издателей первых настоящих газет: Адольфа Окса [New York Times), Джозефа Пу-литцера (New York World) и Уильяма Рэндольфа Херста. Рекламные объявления и соответствующие прибыли позволили им распространять новостную информацию практически бесплатно.



Категория: креативность. Дата публикации: 10 Март, 2010.