Общественное распространение


Означает ли мобильность лишь перемещение индивида от группы к группе? Или имеются в виду также группы и команды, переходящие от ситуации к ситуации?

Вероятно, и то, и другое.

Новаторские компании обычно управляются командами, ибо они обладают более высокой способностью учиться, чем индивиды. Фактически в большинстве компаний, достигших определенной степени сложности, решения принимаются коллегиально.

На способность управленческой команды к обучению влияет способ ее формирования. В нее следовало бы включать всех людей (прямо или косвенно), которые обладают властью совместно действовать в общих интересах. В идеале управленческая команда любого уровня должна включать всех людей, которые необходимы для реализации ее решений. Они должны уметь работать вместе над общими проблемами, каждый внося свой вклад и технические знания. Это была бы восхитительная «стая».

Некоторые компании облегчают сплочение своих управленческих команд, другие имеют более сильные сепаратистские тенденции, при которых сотрудников классифицируют по специальностям, квалифи­кации или полномочиям – инженеры исполняют одну функцию, продавцы – другую. Затем назначается команда руководителей из людей с разными функциями и каждому дается конкретное письмен­ное предписание, чтобы избежать вторжения на чужую территорию, продавцы не вмешиваются в производство, а производственники сторонятся вопросов сбыта. Финансовые руководители занимаются контролем и денежными операциями и не позволяют себе влезать в заботы производства, в то время как производственные руководители игнорируют финансовые императивы, за исключением случаев, когда они получают прямые приказы. Каждой малиновке выделена ее территория в корпоративном саду.

Неудивительно, что такие команды не дружат, как и малиновки, пререкаясь на границах своих территорий. Объем организационного обучения ограничен.

Как и у разных видов птиц, результирующая общественная пере­дача будет отличаться в территориальной компании. И территориаль­ная, и стайная компания могут иметь новаторов, но шансы, что их идеи определят корпоративную политику, в территориальной компании значительно ниже.

Необходимо, однако, сделать предостережение. Сбивание в стаи – это неотъемлемый признак лазоревок. Малиновок невозможно научить сбиваться в стаю. Сбивание в стаю не является их генетичес­кой чертой. Поэтому если применять эту метафору буквально, то, конечно, компании тоже генетически предопределены. Некоторые культуры, как певчие птицы: они могут легче научиться сбиваться в стаи, потому что организационное обучение воспитано в них, тогда как другие компании больше похожи на моллюсков. В этом случае едва ли стоит пытаться пробовать, потому что способность к обучению врожденна и неизменна … не так ли?

Сомневаюсь. Безусловно, корпоративная жизнь – это не греческая трагедия, в которой исход заранее заложен в характеры богами с Олимпа, и пьеса может достичь кульминации только в своей неизбежной трагической развязке. Организации, как мы увидим далее, имеют эволюционные ресурсы, которых птицы лишены. И даже если они не участвовали в разработке концепции компании с самого ее рождения, многие руководители обнаружат, что могут влиять на какую-то часть бизнеса. Оттуда они начинают перестраивать структуры компании и ее политику, чтобы облегчить сбивание в стаи и улучшить способность компании к обучению.



Категория: Новости. Дата публикации: 4 Апрель, 2010.