Общие и специальные методы исследования


Методы исследования принято делить на общие и специальные. Большинство специальных проблем и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Такие методы имеют весьма специфический характер. Они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных социальных и технических науках. Они никогда не бывают произвольными, так как определяются характером исследуемого объекта. Чаще всего они используются в диагностике. Помимо специальных методов, характерных для определенных областей исследований, существуют общие методы исследования, которые используются на всем протяжении исследовательского процесса. Общие методы исследования обычно делят на три большие группы:

1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).

2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.).

3. Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Общие и специальные методы могут быть количественными, качественными и качественно-количественными.

2.3. Наблюдение

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об окружающей среде. Наблюдение — это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искусственном, специально организованном эксперименте.

Под термином «наблюдение» мы понимаем систематическое наблюдение за человеком с

целью регистрации, описания, анализа и интерпретации его поведения. Существует два основных типа наблюдений, которые существенно отличаются между собой. Метод включенного наблюдения предполагает получение качественных данных. При использовании этого метода исследователь стремится понять, какое значение люди приписывают своим действиям. Применяя метод включенного наблюдения, «исследователь стремится принимать участие в жизни участников исследований и их деятельности и таким образом стать членом их группы, организации или сообщества. Это позволяет исследователю приобрести необходимый опыт совместной жизни не путем наблюдения, а путем собственных переживаний» (Gill and Johnson, 1997). Этот метод до сих пор успешно используется для получения информации о событиях, происходящих в самых разных социальных условиях. Включенное наблюдение основывается на широком круге источников информации. Наблюдатель явно или неявно соучаствует в повседневной жизни людей в течение достаточно продолжительного времени, наблюдая за происходящим, прислушиваясь к сказанному, задавая вопросы. В сущности, он собирает любые доступные данные, которые могут пролить свет на интересующие его (или ее) проблемы.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.