Общие принципы процесса исследования


В управленческом исследовании очень важно отделить содержание задачи (что исследуем?) от процесса/способа ее решения (как исследуем?). Методы исследования, используемые для решения проблем или задач, сфокусированы в первую очередь на том, как искать пути решения той или иной задачи. Существует много подходов к управленческим исследованиям, все они придерживаются определенной последовательности решения проблемы, которая может служить систематическим критерием для менеджера, занимающегося исследованием на любом уровне. Идеализированное представление о наличии четкой последовательности решения задачи редко соответствует действительности. Важно уяснить, что на практике процесс исследования представляет собой неупорядоченные взаимодействия между концептуальным и практическим миром, дедукцию и индукцию, возникающие в одно и то же время. Тем не менее, может быть предложена последовательность процесса исследования, состоящая из семи шагов.

1. Выбор темы исследования, формулировка проблемы.

2. Определение области исследования.

3. Решение по подходу к исследованию.

4. Составление плана исследования.

5. Сбор информации.

6. Анализ данных.

7. Представление результатов.

Рекомендуется уделять одинаковое внимание каждому шагу в процессе исследования, для экономии времени в длительной перспективе. Например, обычно уделяется недостаточно внимания четкому определению темы исследования. Недостаток четкости может стать очевидным на более поздних стадиях процесса, при планировании проекта или принятии решения о методах сбора информации. Следствием этого может быть потеря времени при возвращении на предыдущие стадии последовательности или неудача при достижении целей исследования.

Принципы выбора темы исследования

Прежде всего, тема должна быть рассмотрена с точки зрения доступности получения информации по возникающим управленческим вопросам и проблемам. Это значит, что исследователь должен либо владеть информацией, либо быть в состоянии получить необходимую информацию от людей, которые несут управленческую ответственность по данному вопросу. Таким образом, если предмет исследования оказывает прямое влияние на организацию, в которой проводится исследование, то необходимо организовать все так, чтобы исследователь (или исследователи) смогли встретиться с нужными людьми, задать правильные вопросы и т.д.

Если в качестве объекта изучения выбрана организация, в которой исследователь не работает, тогда еще более возрастает важность достижения четких договоренностей о получении доступа к информации до начала любой другой деятельности. В бизнес-исследованиях тема не должна быть очень общей (широкой); она должна быть ограничена одной областью менеджмента. Чем менее осязаема тема, тем труднее будет проводить исследование. Области, касающиеся, например, мотивации или доверия, как правило, очень трудны для исследования. Другой такой же областью является причинная связь (обусловленность). Например, попытка доказать, что политика нового руководства приведет к увеличению доходов для вашей организации, чаще всего вне компетенции большинства слушателей МВА. Слишком много переменных, которые могут повлиять на финансовую деятельность, и которые трудно контролировать.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.