Обучение через приспособление


Основываясь на своих исследованиях развития детей, швейцар­ский теоретик образования Жан Пиаже выдвинул предположение, что существуют два типа обучения: ассимиляция и приспособление.3

Обучение путем ассимиляции означает восприятие информации, для которой обучаемый уже имеет готовые структуры для распознава­ния и осмысления сигнала. (Как сказал бы Дэвид Ингвар, обучаемый уже имеет воспоминание о прошлом или будущем, с которым эта информация стыкуется.) Обучаемый легко может воспринимать, усваивать и действовать на основе этой информации – так же, как студент, выискав что-то в учебнике, может использовать это в ответе на тестовый вопрос, или ремесленник, отыскав какой-то технический прием, использует его в работе над проектом.

В компаниях большинство информации, используемой для оперативных решений, подпадает под эту категорию. Например, руководство банка мгновенно распознает сигнал о существенном увеличении процентной ставки. Банк имеет все соответствующие процедуры и структуры для распознавания смысла сигнала. Учрежде­ние, на всех уровнях, готово усвоить его – сделать выводы и руковод­ствоваться ими в решениях о вкладах, кредитных сделках, операциях на денежном рынке или в любом другом банковском бизнесе.

Это деятельность, которая приходит в голову большинству людей, когда они думают об обучении, – иметь дело с фактами и сознательно их использовать. В этой деятельности существуют готовые идеи и структуры, соответствующие ситуации. Эти идеи могут быть переданы от одного индивида к другому. Это обучающая деятельность традиционного лекционного зала или классной комнаты; она настолько преобладает, что многие из нас приучены приравнивать обучение к преподаванию.

В компаниях наиболее близко с преподаванием можно столкнуть­ся, когда эксперт или консультант встает на заседании руководства и скупо отмеривает свою мудрость собравшимся. Такого рода преподавание не является доминирующим методом подготовки в компаниях. Это свидетельствует о том, что в компаниях, для которых результат имеет значение, люди понимают, что преподавание – неэффективный способ обучения.

Другой тип обучения, согласно Пиаже, это обучение путем приспо­собления.
При нем вы претерпеваете внутренние структурные изме­нения убеждений, идей и установок. В ходе ассимиляции лекции и книги традиционного школьного обучения существенны. Но обуче­ние через приспособление требует гораздо большего. Это основанный на опыте процесс, посредством которого вы приспосабливаетесь к меняющемуся миру, проходя всесторонние испытания, в которых вы участвуете полностью, всем вашим умом и сердцем, не зная, каким будет конечный результат, но зная, что когда все закончится, вы станете другим. Это взаимоотношение с окружающей средой фактически заставляет вас расти, выживать и развивать ваш потенциал.

Человек, проходящий, например, курс военной подготовки, никогда не будет больше думать и действовать так же, как прежде; то же справедливо и для тех, кто проходит через суровые условия глубокой профессиональной школы. Корпорации также связаны с обучением через приспособление – по крайней мере, успешные компании. Как мы видели в предыдущих двух главах, долгоживущие компании находят способы реагировать на сигналы перемен в деловом окружении, изменяя свою собственную структуру. То же самое существенное увеличение процентной ставки, на которое руководство банка не обратит внимания, имеет совсем другое значение для жестко привязанной (к ней) компании по торговле недвижи­мостью. Оно должно будет привести последнюю к изменениям ее внутренней структуры. Компания должна будет пересмотреть условия ссуд, расстаться с частью портфеля проектов, отложить или изменить природу индивидуальных проектов, попытаться найти партнера или переориентировать свою рабочую силу.

Обе эти формы обучения являются успешными именно потому, что они внедрены в принятие решений. Истинные решения – в которых достигается новое понимание и предпринимается действие – сами по себе являются примерами обучения через приспособление.



Категория: Новости. Дата публикации: 4 Апрель, 2010.