Операции и процессы


Составными элементами стадий основного и вспомогательного процесса являются технологические операции. Деление производственного процесса на операции, а далее на приемы и движения необходимо для разработки технически обоснованных норм времени выполнения каждой операции.

Операция – это преобразование потребляемых ресурсов, товаров и услуг. Это часть производственного процесса, которая, как правило, выполняется на одном рабочем месте без переналадки оборудования одним или несколькими рабочими (бригадой).

В зависимости от степени технического оснащения производственного процесса различают операции ручные, машинно-ручные, машинные, автоматические, аппаратные.

Как основные, так и вспомогательные процессы состоят из основных и вспомогательных операций.

К основным относятся операции, непосредственно связанные с изменением размеров, форм, свойств, внутренней структуры предметов труда или превращением одного вещества в другое, а также изменением местоположения предметов труда относительно друг друга.

К вспомогательным относятся операции, выполнение которых способствует протеканию основных (например, перемещение предметов труда, контроль качества, снятие и установка, хранение и др.).

В организационном отношении производственные процессы условно подразделяются на простые и сложные.

Простыми называются процессы, в ходе которых предметы труда подвергаются последовательному ряду связанных между собой операций, в результате чего получаются частично готовые продукты труда.

Сложными называются процессы, в ходе которых готовые продукты труда получаются путем соединения частных продуктов, т.е. получаются сложные изделия (станки, машины приборы и т.д.).

Движение предметов труда в производственном процессе осуществляется так, что результат труда одного рабочего места становится исходным предметом для другого, т.е.

каждый предыдущий во времени и пространстве дает работу следующему. Это обеспечивается организацией производства. От правильной и рациональной организации производственных процессов зависят результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, экономические показатели его работы, себестоимость продукции, прибыль и рентабельность производства, величина незавершенного производства и размер оборотных средств.

В различной литературе можно встретить следующие подходы к классификации процессов:

· по типу места, где они реализуются – завод, фабрика – преимущественно материальное производство;

– офис – преимущественно информационное «производство»;

– магазин – преимущественно «производство», связанное с заказчиком;

· по степени взаимодействия с внешними заказчиками – front-офис – операции с заказчиками;

– back-офис – операции с материалами и/или информацией.

Виды моделей производства и предоставления услуг: каноническая модель Процессы производства и предоставления услуг могут быть описаны различными моделями. К числу базовых моделей отнесем следующие:

· каноническую;

· кибернетическую;

· иерархическую;

· сетевую.

Каноническая модель описывает взаимосвязи процесса производства и предоставления услуг с внешней средой.

Рис. 4. Каноническая модель процесса производства (сервиса) Каноническая модель включает процесс (производственную или сервисную операцию), внешнюю среду, «входы» (ресурсы) и «выходы» (продукцию). К числу основных «входов» производственного или сервисного процесса относятся 4 вида потребляемых ресурсов:

1) материальные (сырье, полуфабрикаты, комплектующие);

2) энергетические (энергия, топливо и др.);

3) информационные (техническая, технологическая, экономическая, управленческая и др. информация);

4) финансовые (бюджетные ассигнования, кредиты, инвестиции и т.д.).

Параметры производственного или сервисного процесса определяются его потенциалами. В случае отсутствия стартового потенциала, к примеру, технологического или кадрового, к ресурсам добавляются технологические или трудовые ресурсы, используемые в течение нескольких производственных циклов.

К «выходам» процесса относится продукция, т.е. товары или услуги.

Каноническая модель определяет внешнюю структуру объекта управления и характеризует его связи со средой, которые осуществляются через «входы» и «выходы» управляемой системы. «Входы» и «выходы» можно рассматривать как связи производства (или сервиса) с внешней средой: потоки ресурсов «на входе» и продукции или услуг «на выходе» – регулярные, а возмущающие воздействия на «входе» и «выходе» – случайные связи.

Объектом управления являются операционные подразделения, ответственные за выпуск товаров и предоставление услуг. Это структурные элементы производства – цехи, отделы, группы исполнителей, а также процессы исследования, разработки, испытаний, сбыта продукции и услуг, обеспечения организации ресурсами.

Объект управления включает перерабатывающую подсистему, выполняющую производительную работу, связанную с превращением ресурсов в продукцию, и подсистему обеспечения, выполняющую функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. В этой модели производственный или сервисный процесс рассматривается как «черный ящик», т.е. как объект, внутренняя структура которого нам не известна.

Внешняя среда включает все проявления, которые непосредственно связаны с исследуемым объектом. Центральными элементами внешней среды, взаимодействующими с производственными или сервисными операциями, являются поставщики («входы») и потребители («выходы»). Внешняя среда в этой модели не структурируется.



Категория: менеджмент. Дата публикации: 7 Март, 2010.