Определение живой компании


Все это время те же четыре фактора, которые мы выделили в нашем исследовании в Shell, продолжали резонировать в моей душе. Постепенно они начали менять мое представление о действительной природе компаний и о том, что это означает для руководителей всех уровней при управлении этими компаниями. Теперь я вижу эти четыре компонента таким образом:

• 
Чувствительность к окружению представляет способность компании учиться и приспосабливаться.

• 
Сплоченность и идентичность, как теперь ясно, являются аспектами врожденной способности компании создавать общность и собственную индивидуальность.

Терпимость и ее естественное следствие, децентрализация, являются проявлением осведомленности компании о ее окружении: ее способность строить конструктивные отношения с другими сущностями, внутри и вне себя. • И теперь я думаю о консервативном финансировании как об одном из элементов очень важного корпоративного качества: способности эффективно управлять собственным ростом и эволюцией.

Остается вопрос: почему эти самые характеристики упорно повторяются снова и снова в компаниях, которые сумели пережить других? Я убежден, что четыре характеристики компании-долгожи­тельницы не являются ответом. Они служат стартом для фундамен­тального исследования природы и успеха коммерческих организаций и их социальной роли.

Не случайно эти четыре базовых компонента составили костяк этой книги. Сведенные вместе, они дают ключ к действительной природе компаний и представляют собой набор организующих принципов поведения руководителя – критически важных аспектов работы любого СЕО, желающего, чтобы его компания выжила и преуспевала в течение долгого срока.

Исследование Shell также укрепило концепцию, которую я развивал со студенческих лет: рассматривать компанию как живое существо. Я не одинок в этом. Многие люди естественно думают и говорят о компании, как если бы они говорили об органическом, живом существе со своим собственным разумом и характером. Такое словоупотребление неудивительно. Все компании демонстрируют поведение и определенные характеристики живых существ. Все компании обучаются. Все компании, явно или нет, имеют самосозна­ние, определяющее их сплоченность. Все компании строят отношения с другими существами, и все компании растут и развиваются до самой смерти. Управлять «живой компанией» означает управлять с более или менее последовательным, с более или менее ясным признанием этих фактов корпоративной жизни вместо игнорирования их.

Вероятно, не так уж важно, является ли компания действительно живой в строго биологическом смысле, или «живая компания» – это просто полезная метафора. Как мы увидим на страницах этой книги, отношение к компании как живому существу является первым шагом на пути к увеличению продолжительности ее жизни.

Эта книга – об идее живой компании, ее философском обосновании, ее применении на практике, и мощи и производительности, которые, кажется, вытекают из ее признания.

Идея живой компании не является лишь предметом семантичес­ких или академических дискуссий. Она имеет огромное значение для руководителей. Она означает, что в соответствии с изменениями, происходящими в мире, вам придется постоянно вовлекать людей в непрерывное развитие компании. Степень, в какой люди проявляют заинтересованность, доверяют и отдаются работе, оказывает не только прямое влияние на финансовые результаты, но и самое прямое влияние, большее, чем все другие факторы, на предполагаемую продолжительность жизни компании. Тот факт, что многие руководи­тели игнорируют этот императив, является одной из великих трагедий нашего времени.

Что тогда управление живой компанией означает на повседневном уровне? Путь к ответу начинается с вопроса о назначении корпораций: для чего существуют корпорации?

Финансовые аналитики, держатели акций и многие руководители говорят, что корпорации существуют главным образом для того, чтобы приносить прибыль. Некоторые экономисты предлагают более широкое толкование: компании существуют, чтобы производить продукты и услуги, и следовательно, делать человеческую жизнь более комфортной. «Ориентация на потребителя» и другие модные веяния в менеджменте преобразовали этот императив в идею, что корпорации существуют, чтобы служить потребителям. Политики между тем, кажется, верят, что корпорации существуют, чтобы заботиться об общественном благе- создавать рабочие места и обеспечивать стабильную экономическую платформу для всех заинтересованных сторон общества. Но с точки зрения самой организации, все эти цели вторичны.

Как все организмы, живая компания существует в первую очередь ради собственного выживания и совершенствования:реализовать свой потенциал и вырасти настолько большой, насколько это возможно. Она не живет исключительно для того, чтобы обеспечивать потребителей товарами или чтобы приносить прибыль акционерам; не больше, чем вы, читатель, существуете исключительно ради вашей работы или карьеры. В конце концов, вы тоже живое существо, то есть стремитесь выжить и процветать; работа является только средством для достижения этой цели. Аналогично, принесение прибыли акционерам и обслуживание потребителей являются средствами достижения подоб­ной цели для IBM, Royal Dutch/Shell, Exxon, Procter&Gamble, General Motors и всех других компаний.

Если действительной целью живой компании является выживание и процветание в обозримом будущем, тогда управленческие приоритеты весьма отличны от ценностей, выдвигаемых на первый план в современной научной литературе по бизнесу. Такая цель также противоречит взглядам, которых придерживаются большинство руководителей и держателей акций. Разумеется, многие модные течения менеджмента резонируют с идеей обучающейся компании – например, концепции «обучающейся организации» и «знания как стратегического актива». Но существуют серьезные сомнения в том, что даже наиболее увлеченные руководители и акционеры полностью изучили побочные действия этих концепций.

Результат: в сегодняшнем все более переменчивом деловом окружении, без приоритетов живой компании, большинство руководителей обнаружат, что их компании не обладают навыками для осуществления того, чего они надеются достичь. С другой стороны, изучение побочных эффектов управления существом с намерением передать его вашим преемникам в лучшем состоянии, чем вы его получили, доставляет глубокую радость. Владельцы фирм – членов лондонского Tercentenarian Club и руководители компаний из исследований Shell обычно преисполнены корпоративной гордости.



Категория: Новости. Дата публикации: 4 Апрель, 2010.