Опросы


При проведении опроса для получения данных исследования используются вопросники.

Испытуемых можно выбирать, основываясь на их принадлежности к какой-либо группе, или по какой-нибудь конкретной характеристике (например, стаж работы в определенной компании не менее пяти лет). Данные опроса состоят из сообщений самих испытуемых; в большинстве случаев испытуемые заполняют вопросники, не встречаясь с исследователем.

Опросы имеют то преимущество, что позволяют исследователю собрать большой материал за более короткое время и при этом меньше нарушить нормальную деятельность испытуемых или организаций, чем при использовании других методов. Тем не менее, у них есть и недостатки, к примеру часто вопросники заполняются некорректно или теряются/не возвращаются к исследователю.

Более серьезной проблемой исследователя организационного поведения, чем проблема возвращения вопросников, является проблема правдивости полученных данных. При проведении любого исследования всегда находятся причины, по которым некоторые испытуемые, отвечая на вопросы, преследуют свои собственные цели, которые не совпадают с целями исследователя. Одна из наиболее распространенных причин – это желание представить себя в благоприятном свете. Испытуемый, который совершенно не удовлетворен своей работой, может предпочесть сообщить о высоком уровне удовлетворенности работой, поскольку существует представление, что люди, признающиеся в своей неудовлетворенности, мыслят “негативно”. В свою очередь в современной деловой прессе, к примеру, часто говорится о том, что негативное мышление пагубно сказывается как на самом человеке, так и на его окружении.

Склонность к занижению уровня личных характеристик и чувств, которые воспринимаются как социально нежелательные (таких, как негативные установки) и к завышению уровня характеристик, воспринимаемых как социально желательные (таких, как любовь к своей работе) называется тенденциозностью, обусловленной стремлением к социальной желательности.

Несколько исследователей изучали тенденциозность и пришли к общему мнению: если данные самоотчетов (самооценки) играют в исследовании главную роль, то в исследование необходимо также включать измерение уровня тенденциозности.

вспомнить информацию, необходимую для ответа. На их ответы могут также оказывать влияние некоторые факторы, связанные с условиями, в которых проводится опрос.

Интересным примером является исследование, в котором было обнаружено, что исследователи могли оказывать положительно влияние на ответы испытуемых, заполнявших вопросник об уровне удовлетворенности работой: для этого достаточно было угостить испытуемых печеньем во время сеанса заполнения вопросников.

Результаты исследований организационного поведения, подобных упомянутому выше, убеждают в разумности предложения Джонса, который советует не использовать опросы в качестве инструмента сбора данных, а просто изучать данные самоотчетов как источник уникальной информации о человеческом поведении. Несмотря на описанные проблемы, опросы сохраняют популярность, так как обладают многими достоинствами.

На этапе при сборе первичных данных (информации, собранной впервые для какой-то конкретной цели) выбирают метод исследования. Остановимся на характеристике таких методов опроса, как анкетирование и интервью.

Опросы могут проводится в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью, а письменные – анкетирование.

Опросы разделяются на группы:

1) По кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);

2) По количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);

3) По количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько (омнибус) );

4) По уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);

5) По частоте опроса (одно – или многоразовый опрос).



Категория: управление. Дата публикации: 27 Февраль, 2010.